Объемы международных перевозок России со странами Балтии за 9 месяцев 2011 г. увеличились на 5,5% и составили 49,3 млн. т, из них экспортных грузов перевезено 42,6 млн. (+2,2%), импортных – 2,7 млн. (+78,9%), транзитных – 4 млн. (+14,3%).

Объемы контейнерных международных перевозок России в сообщении со странами Балтии в январе-сентябре 2011 г. составили 1093 тыс. т, что на 21,3% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Перевозки экспортных грузов в контейнерах увеличились в 2,3 раза – до 65,9 тыс. т, импортных – на 64,4% (322,3 тыс. т), транзитных – на 4,1% (705,1 тыс. т).

С середины 2003 г. курсирует контейнерный поезд “Балтика-Транзит” из прибалтийских республик в страны СНГ транзитом через территорию России. Время в пути по российским железным дорогам от станции Зилупе (погранпереход с Латвией) до станции Озинки (погранпереход с Казахстаном) составляет почти 32 суток, а расстояние – 2047 км.

Платформы в составе поезда принадлежат железным дорогам стран Балтии (инвентарный парк). “Балтика-Транзит” является сборным поездом: в его составе следуют как платформы, так и полувагоны. Оператором контейнерного поезда является ООО “ФЕСКО Интегрированный Транспорт”.

В соответствии с договоренностью между правительством РФ и НАТО, в феврале 2009 г. ОАО “ТрансКонтейнер” организовало курсирование контейнерного поезда по маршруту со станции Рига-Краста Латвийской железной дороги на станцию Галаба Узбекской железной дороги с транзитным грузом в крупнотоннажных контейнерах назначением на Афганистан. Поезд следует по графику контейнерного поезда “Балтика-Транзит”.

За 9 месяцев 2011 г. по данному маршруту проследовало 111 контейнерных поездов, в составе которых было перевезено 12454 TEU, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2010 г.

В июне 2011 г. в Вильнюсе состоялась рабочая встреча специалистов АО “Литовские железные дороги”, ОАО “Российские железные дороги” и Белорусской железной дороги по вопросу организации контейнерного поезда “Меркурий” по маршруту Клайпеда – Калининград – Москва.

Стороны констатировали наметившуюся тенденцию к устойчивому росту перевозок грузов в контейнерах через порт Клайпеда в Россию. Исходя из этого, было принято решение организовать пробные рейсы контейнерного поезда “Меркурий” по указанному маршруту в целях переключения грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный.

В марте 2011 г. проследовал первый специализированный контейнерный поезд по маршруту Мууга – Кунцево-2, по которому производятся перевозки грузов а адрес компании “Леруа Мерлен” из КНР в Россию.

За 7 месяцев 2011 г. по маршруту ст. Мууга – Москва-Товарная, Кунцево-2 проследовало 5 поездов, в составе которых перевезено 552 TEU, в обратном направлении – 3 поезда (345 TEU). По информации председателя правления компании АО “Эстонская железная дорога” К. Симмерманна, дорога продолжит снижать объем грузоперевозок.

В 2011 г. дорога отправит около 30 млн. т грузов, в 2012 г. – 25 млн. На отрицательную динамику, помимо всего прочего, оказывает влияние пуск в эксплуатацию терминалов в порту Усть-Луга (Ленинградская обл.). Рост грузооборота в порту за 9 месяцев 2011 г. составил 88%, а в сентябре 2011 г. – 240%. В то же время перевозки по Эстонской железной дороге в октябре 2011 г. сократились на 25% по сравнению с октябрем 2010 г.

В республике заинтересованы в оживлении перевозок по железнодорожному коридору Север – Юг. К. Симмерманн сообщил, что более 50% грузов, идущих по коридору Восток – Запад, транспортируется автомобильным транспортом, и вернуть их на железную дорогу в объемах последних лет будет практически невозможно. По его словам, Евросоюз заинтересован “в экологичности грузоперевозок, что постепенно приведет к их переориентации с автотранспорта, моря на железную дорогу”. Этому также будет способствовать постепенное удорожание автомобильного топлива и ужесточение требований к топливу для судов.

Эстонская железнодорожная компания “Eesti Raudtee” в I полугодии 2011 г. увеличила грузоперевозки на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. – до 15,9 млн. т, в том числе нефти и нефтепродуктов – до 10,9 млн. (+10,3%), сланца – до 2,55 млн. (+62%); поставки удобрений сократились до 1,05 млн. (на 4,9%). Объем перевозок химических грузов составил 310 тыс. т (+77%), древесины – 290 тыс. (+22,5%), угля – 260 тыс. (-64%). (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)