Как сообщило Управление портового хозяйства Шри-Ланки, одобрены капиталовложения в объеме $610 млн. для  строительства в новом порту Хамбантота складских помещений для хранения продукции предприятий по производству сахара, минеральных удобрений и бутылок. По данным агентства Рейтер, инвестиции в его развитие должны составить в общей сложности $1,4 млрд. Это один из крупнейших объектов  на Шри-Ланке, открытых для иностранных инвестиций со времени окончания гражданской войны в этом государстве в 2009 г. Важным преимуществом нового порта является его расположение в 6-10 км от весьма оживленного морского пути в направлении восток – запад; в течение года по нему проходит примерно 3,6 тыс. судов, включая 450 нефтяных танкеров.

Управление портового хозяйства обеспечило вложения на $1 млрд. во вспомогательные объекты, включая хранилища. Возможности порта позволят ежегодно организовывать прием и обслуживание 2,5 тыс. морских судов.

Глава управления П. Викрама сообщил агентству «Рейтер», что указанные инвестиции ($610 млн.) осуществляют индийская компания “Shree Renuka Sugars”, сингапурская “Peak Energy” и ланкийский конгломерат “Hayleys”, которые в результате смогут рассчитывать в порту Хамбантота на получение  складских услуг для предприятий, занимающихся производством сахара, стеклянной тары и фасовкой минеральных удобрений. Управление получило предложения (которые пока не одобрены) о капиталовложениях в $30 млн. в организацию производства цемента, сборки транспортных средств и строительство еще трех складских помещений.  

Представители судоходных компаний, эксплуатирующих крупнотоннажные суда, обсудили с управлением ближайшие перспективы порта Хамбантота. После проведения взрывных работ по устранению подводных скал (которые частично мешают входу в гавань судов с большой осадкой) существенно улучшатся условия для приема и отправки  грузов и пассажиров.

Осуществление дноуглубительных работ, которые уже завершены на 99,6%, финансируется за счет займа, предоставленного китайской стороной.

Шри-Ланка делает крупную ставку на доходы, которые удастся получить за счет эксплуатации этого порта, особенно в условиях стремления ланкийского правительства обеспечить выполнение амбициозной целевой задачи – достичь экономического роста на уровне 8-9% в год. Реализация всего проекта окажет прямое влияние на ланкийский экспорт и импорт. Несомненно, увеличатся поставки за рубеж, уменьшатся издержки на осуществление экспортных операций, так как большая часть новых промышленных предприятий создается в южных районах страны. Производственные мощности в безналоговой торговой зоне вблизи порта обеспечат выпуск продукции с пониженным уровнем издержек, поэтому спрос на нее на внешнем рынке окажется, по всей видимости, более высоким. Доходы от экспорта будут расти ускоренными темпами.

Поскольку новый порт расположен на небольшом удалении от весьма активно используемого морского пути, постольку ланкийские экономисты ожидают снижения расходов на осуществление импортных сделок. В результате нетто-экспорт Шри-Ланки возрастет, в казну поступят дополнительные доходы.

Экономия достигается и за счет тщательно продуманного отбора иностранных участников проекта. На коммерческих условиях получен заем от Китая в $1,24 млрд. для строительства порта и терминала для бункерного топлива (4 млн. т). Привлечены опытные китайские специалисты, хотя такой подход ланкийской стороны вызывает некоторое недовольство индийской стороны.

Индия добилась определенных успехов в укреплении связей со Шри-Ланкой, в частности, заключено двустороннее торговое соглашение, создающее базу для углубленного сотрудничества. В то же время приоритетным ланкийским партнером в рамках нескольких крупных проектов, включая строительство порта Хамбантота, стал Китай. Существенную финансовую поддержку в ходе строительства южного порта оказывает китайский Экспортно-импортный банк, в строительных работах велико участие компании “China Harbour Engineering”.  Значителен вклад партнеров из КНР в сооружение недалеко от морского порта международного аэропорта.

Ланкийские власти намерены превратить Хамбантоту, пострадавшую от катастрофического цунами в 2004 г., во второй по значимости после Коломбо город Шри-Ланки. Премьер-министр М. Раджапаксе вначале предложил принять участие в портовом проекте Индии, однако последняя отказалась от сотрудничества по этому направлению. Были осуществлены попытки привлечь компании из США и ряда других стран, однако в конечном итоге наиболее выгодные условия были предложены китайской стороной.

По оценке ланкийской газеты “Sunday Times”, Китай участвует на Шри-Ланке в реализации проектов общей стоимостью $6 млрд., т. е. в большей степени, чем любая другая страна-партнер (включая Индию и Японию, которые на протяжении многих лет были для Шри-Ланки крупными финансовыми донорами и инвесторами). Видный ланкийский экономист Х. де Сильва считает, что предпочтение отдается китайским партнерам потому, что они не обусловливают свое участие требованиями о проведении реформ и обеспечении транспарентности совместного бизнеса, которые нередко выдвигаются при сотрудничестве с индийской или американской стороной или со Всемирным банком. Другие аналитики видят преимущества китайских претендентов в дешевизне проектов с их участием, а также в наличии опыта, накопленного в ходе реализации крупных инфраструктурных проектов в КНР. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)