Страны Балтии постепенно наращивают пропускную способность портов, рост грузооборота которых в настоящее время составляет более 10% в год. Новые мощности в портах строят российские инвесторы, которых привлекают выгодные условия работы, европейский сервис, развитая автомобильная и железнодорожная сеть. Как сообщил в рамках ежегодного Балтийского форума в Риге министр сообщения Латвии А. Ронис, порты и железные дороги этой страны фиксируют рост грузооборота в 2012 г., при этом 90% грузооборота обеспечивают грузы, идущие из России и Беларуси, и 10% – в обратном направлении. Через порты Латвии отправляется значительная часть российского экспорта угля, удобрений, зерна и нефтепродуктов. В перспективе планируется расширить обработку контейнерных грузов.

В одном из крупнейших на Балтике – Свободном порту Риги, перевалившем в 2011 г. 34 млн. т грузов (+11,8%), российская Национальная контейнерная компания планирует построить терминал для перевалки 540 тыс. TEU в год. Для этого арендован участок земли в 160 га. Инвестиции в проект оцениваются в $200 млн.

Стабильный рост грузопотока демонстрирует Латвийская железная дорога – “LZD”. По данным ее президента У. Магониса, каждые 20 мин границу с Россией пересекает грузовой состав. В результате в 2011 г. дорога перевезла 59 млн. т грузов, из них 20 млн. т российского угля.

С декабря 2008 г. в порту Вентспилс работает терминал по перевалке угля с шахты “Заречная” в Кузбассе мощностью 6 млн. т угля в год. В ближайшее время начнется строительство второй очереди терминала, и он сможет обрабатывать 10,5 млн. т угля (для сравнения – в российском порту Усть-Луга построен угольный терминал пропускной способностью 12,5 млн. т). В Вентспилсе также работают терминалы по перевалке калийных удобрений (мощностью 7,5 млн. т в год) и зерна (1,5 млн. т в год, обслуживающий экспортные поставки из России и Казахстана).

Расширять присутствие в Вентспилсе собирается российская компания “РТЛ”, которая управляет многофункциональным терминалом, расположенным на территории 30 га и обрабатывающим контейнерные и накатные грузы. В 2011 г. компания взяла в аренду еще один участок в 100 га в так называемом Северном порту. Заместитель управляющего портом Вентспилс Г. Друнка заявил, что российская компания планирует построить на этом участке контейнерный терминал, комплекс по перегрузке автомобилей и площадку для сыпучих грузов.

Порты Лиепая и Вентспилс – незамерзающие и не требуют ледокольной проводки зимой. Глубина акватории позволяет принимать суда с максимальной осадкой, способные пройти через Датские проливы. Важно и то, что порты работают как особые экономические зоны и предоставляют налоговые льготы (инвестор первоначально не платит налог на недвижимость, а большая часть провозимых товаров не облагается налогами).

В странах Балтии не боятся конкуренции с активно развивающимися российскими портами Усть-Луга и Санкт-Петербург. Забрать все грузы из РФ у портов стран Балтии невозможно, утверждает заместитель генерального директора ОАО “Компания “Усть-Луга” А. Головизнин, так как целый ряд российских компаний изначально ориентировал логистику на прибалтийские порты и построил там терминалы.

В I квартале 2012 г. Латвийская железная дорога перевезла 25 млн. т грузов, а прогноз на весь 2012 г. составляет 65 млн. т. Порт Вентспилс за три месяца перевалил 11,8 млн. т (+21% к прошлому году). Грузооборот Риги за I квартал составил 12,52 млн. т (+14,89%). Все шесть портов Литвы, Латвии и Эстонии обработали в I квартале 2012 г. 38,4 млн. т грузов (+58%). (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)