Как отмечает “Economist”, в 1992 г. одно из крупнейших африканских государств Эфиопия (численность ее населения превышает 84 млн. человек) лишилась непосредственного выхода к морю в результате отделения от нее провинции Эритрея и создания последней независимого государства. Эфиопия потеряла доступ к ранее принадлежавшим ей морским портам, что негативно сказалось на ее экономике.

После начала двухлетней войны между двумя государствами в 1998 г. красноморские порты Массауа и Асэб оказались закрытыми для эфиопских транспортных компаний, занимающихся грузоперевозками. Эфиопия была вынуждена использовать для экспортно-импортных операций порт Джибути, однако подобный транзит оказался для нее весьма обременительным. Перевозка одного стандартного 20-футового контейнера из Джибути в Аддис-Абебу обходится в более значительную сумму, чем его доставка из Китая в Джибути.

Тем не менее потеря морского побережья не означает ликвидацию эфиопского торгового флота. Государственная судоходная компания “Ethiopian Shipping Lines” (“ESL”) располагает в настоящее время восемью судами, и еще девять строятся по ее заказам на китайских судоверфях. По числу транспортных средств “ESL” существенно отстает от ведущих судоходных компаний мира, имеющих десятки и даже сотни судов, однако сам факт возможности организации регулярных морских перевозок делает Эфиопию весьма заметным игроком на восточноафриканском рынке морских транспортных услуг.

В последнее время “ESL” претерпела определенную перестройку; под ее контроль попало несколько государственных транзитных и складских предприятий. Преобразования были направлены на снижение расходов на осуществление перевозок и нацелены на осуществление модернизации транспортного сектора. Запланировано строительство железной дороги между Джибути и Аддис-Абебой. Сооружение “dry ports” (данный термин обозначает внутренние терминалы, которые непосредственно связаны с морским портом) позволит ускорить доставку грузов из Джибути и сократить издержки на осуществление таможенных процедур и складских операций.

В 2011 г. годовая прибыль “ESL” составила $40 млн. Данная компания, заметно диверсифицировавшая деятельность, рассчитывает на увеличение доходов, однако многое будет зависеть от действий центральных властей Эфиопии в ближайшем зарубежье. Местные торговые организации делают крупную ставку на использование сомалийского порта Бербера и суданского Порт-Судан. Большие надежды возлагаются на реализацию кенийского плана, предусматривающего создание “суперпорта” Ламу (данный  населенный пункт находится вблизи кенийской границы с Сомали; основным занятием местных жителей в настоящее время является рыболовство). Новая автомагистраль и железная дорога должны связать Ламу с Эфиопией и обеспечить выход в направлении Южного Судана и, возможно, Уганды.

Реализация этих планов должна способствовать снижению уязвимости эфиопских и других грузовых судов в условиях повышенной активности в данном регионе сомалийских пиратов. До сих пор последние избегали атак против морских транспортных средств Эфиопии, опасаясь решительных действий со стороны ее властей. В любом случае из-за пиратства судоходные компании столкнутся с ростом расходов, во-первых, связанных с необходимостью выплат повышенных страховых премий страховщикам, и, во-вторых, вследствие использования более дальних маршрутов в обход акваторий с повышенной степенью опасности

В настоящее время на долю “ESL” приходится 45% всех морских транспортных операций Эфиопии. Большая часть осуществляется судами, принадлежащими эфиопским компаниям, частично привлекаются и транспортные средства иностранных перевозчиков. Строящиеся на китайских верфях суда для “ESL” имеют современное грузоподъемное оборудование, а трюмы оснащены оборудованием для транспортировки сложной техники, например, турбин для эфиопских гидростанций. В настоящее время некоторые грузовые суда, следующие из Африки, идут почти порожняком, однако положение может кардинальным образом измениться. “ESL” намерена расширить перевозку кофе, зерна, минерального и кожевенного сырья, текстильных изделий.

Планы Эфиопии в области морского транспорта не ограничиваются содействием деятельности одной компании “ESL”. В Бахр-Даре на оз. Тана создано учебное заведение для подготовки моряков и инженеров. В течение 10 лет планируется выпустить 5 тыс. квалифицированных специалистов, в том числе для иностранных флотов. Ожидается, что кадры, подготовленные в Бахр-Даре, смогут выдерживать конкуренцию с соответствующим персоналом с Филиппин и Шри-Ланки и переводить на родину около $250 млн. в год. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)