Рынок технического обслуживания самолетов тесно следует в своем развитии за рынком летательных аппаратов (ЛА). Тем не менее значение первого с каждым годом нарастает, так как авиатранспортные компании все активнее совершенствуют свои парки, чтобы свести к минимуму возможные аварии, а также сохранить конкурентоспособность. Северная Америка является самым крупным рынком технического обслуживания самолетов в мире, что объясняется, прежде всего, очень значительной численностью парка ЛА в этом регионе.

По оценке французской коммерческой службы “UbiFrance”, в 2011 г. емкость мирового рынка технического обслуживания самолетов составила $46,9 млрд., а к 2016 г. возрастет до $56,4 млрд., увеличиваясь в среднем на 3,8% в год. В последующие пять лет ежегодный прирост будет исчисляться уже в 4,1%, и в 2021 г. данный показатель достигнет $69 млрд.

Доля США на мировом рынке технического обслуживания самолетов (гражданских и военных) в 2012 г. выразилась, по предварительным данным, в 45%. В этой стране данные услуги предоставляют около 4,2 тыс. предприятий с общим числом занятых 200 тыс., из которых 75 тыс. являются техниками, имеющими сертификат Федерального управления авиации. Наиболее крупными компаниями отрасли считаются “Delta TechOps”, “United Technical Operations”, “American Airlines Maintenance Services”, “Chromalloy”, “HEICO”, “Rockwell Collins”, “UTC Aerospace Systems”, “Honeywell”, “Transdigm”. В настоящее время удельный вес технического обслуживания в общих издержках американских авиатранспортных фирм составляет около 13%.

Согласно прогнозу журнала “Aviation Week”, более 20% всех трехлетних заказов на техническое обслуживание аэробусов “A320” в ближайшие годы получат компании США. Общая сумма этих заказов составит $1,7 млрд., а предусматриваемые ими работы будут производиться по формам “HMV” и “C-Check”.

В 2009 г. затраты на техническое обслуживание самолета в расчете на 1 ч полета равнялись в среднем $1046; к настоящему времени они увеличились на 26%.

Важную роль на рассматриваемом рынке стали играть фирмы КНР. Корпорация “Boeing” приобрела недавно значительную часть капитала компании “Taeco”, считающейся лидером на китайском рынке технического обслуживания самолетов. Американская корпорация имеет в КНР также филиал “Shanghai Aviation Services”, который осуществляет, в частности, переоборудование кабин пассажирских и грузовых ЛА.

Частые слияния воздушных перевозчиков способствуют и концентрации предложения услуг в сфере технического обслуживания самолетов. В результате объединения “United Airlines” и “Continental Airlines” возникло их совместное предприятие, располагающее 40 ремонтными линиями и способное осуществлять более широкое и эффективное обслуживание. Указанные компании решили также перекрасить весь самолетный парк, что будет создавать впечатление единой товарной марки. Кроме того, планируется унифицировать интерьеры самолетов, взяв за основу конфигурации салонов “Continental”.

Слияние “Southwest Airlines” и “AirTran” позволит увеличить с 16 до 23 число ремонтных цехов первой и объединить их информационные службы на базе системы компании “AirTran”, именуемой “TRAX”.

“Lufthansa Technik” и “GE Aviation” подписали долгосрочное соглашение, которое предусматривает снабжение запчастями и совместный ремонт двигателей “CF6-80C2” и “CF34” на 1600 магистральных самолетах и большом числе региональных.

В настоящее время многие авиатранспортные компании обновляют кабины самолетов, делая их сопоставимыми с интерьерами таких новых ЛА, как “Boeing 787”, “A350”, “Boeing 747-8” и “A380”. “American Airlines” трансформирует классические машины “737” в “737-800”, используя в качестве основы интерьер “Boeing Sky Interior”, применяемый в лайнере “787”. Этот бренд включает новое светодиодное освещение, более просторные багажники, а также иллюминаторы, обеспечивающие максимально эффективное использование светового потока.

В ближайшее время интерьер “Boeing Sky Interior” будет установлен почти на 1800 старых и новых самолетах, принадлежащих более чем 65 авиатранспортным компаниям. В их число входит “American Airlines”, модифицирующая  34 из 76 имеющихся у нее классических “Boeing 737”. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)