Президент РЖД Владимир Якунин не исключает, что в северокорейском порту Раджин может появиться нефтеналивной терминал.

“В перспективе такой терминал может появиться”, – сказал он, отвечая на вопросы после торжественной церемонии открытия реконструированной железнодорожной линии, соединяющей российскую станцию “Хасан” и станцию “Раджин” в КНДР.

Якунин напомнил представителям СМИ, прибывшим в КНДР на поезде, что в пути они могли видеть законсервированный нефтеперерабатывающий завод. “Напрашивается вывод, что появление железной дороги может способствовать такому развитию бизнеса, но это (будет) уже не по железнодорожной части”, – сказал глава РЖД.

Говоря же о самом проекте, он напомнил, что львиная доля средств, потраченных на реализацию проекта, пришлась именно на реконструкцию линии – свыше 5,5 млрд. руб. Еще 3,5 млрд. руб. было потрачено на создание терминала. “Теперь остаются еще некоторые расходы, связанные с оборудованием дополнительной техникой”, – продолжил Якунин. Он, в частности, сообщил, что погрузчики для угля в порт Раджин уже заказаны и в скором времени будут доставлены.

Что же касается инвестиций, то их приток возможен прежде всего в развитие контейнерного терминала и в участие в оперировании портом. При этом заинтересованность северокорейским портом среди грузовладельцев есть. “Уже сегодня есть конкретные предложения со стороны грузовладельцев и предварительные – со стороны иностранных инвесторов”, – рассказал глава РЖД. Исходя из этого, он выразил уверенность в том, что данный проект “будет развиваться и далее”.

Российско-корейский проект “Хасан – Раджин” предусматривает реконструкцию участка железной дороги длиной 54 км, строительство контейнерного терминала в морском порту Раджин, а также последующую эксплуатацию созданной инфраструктуры. О его важности говорилось в Московской декларации, подписанной в августе 2001 г. между Россией и КНДР.

Проект стартовал в октябре 2008 г., когда было подписано соглашение между РЖД и Министерством железнодорожного транспорта КНДР о сотрудничестве в его реализации. Затем было создано совместное предприятие “РасонКонТранс”, которое в 2009 г. приступило к практической стадии. В октябре 2011 г. бригада машинистов Дальневосточной железной дороги привела из России демонстрационный контейнерный поезд в Раджин, открыв грузовое сообщение между двумя странами. Для управления движением поездов на линии Хасан-Раджин будет создан специальный диспетчерский центр с участием специалистов “РасонКонТранс” и северокорейской транспортной компании “Тонхэ”.

Расон (сокращение от Рачжин-Сонбон) расположен на северо-востоке КНДР и граничит с китайской пров. Цзилинь, а также с российским Приморским краем. В 1990-е годы, после создания торгово-экономической зоны Расон, Пхеньян развернул широкую деятельность по привлечению туда иностранных компаний. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)