В апреле в Ашхабаде (Туркмения) подписано пятистороннее межправительственное соглашение о создании международного транспортно-транзитного коридора (ТТК) между регионами Центральной Азии и Персидского залива. Документ подписали главы внешнеполитических ведомств Туркмении, Ирана, Омана, Узбекистана и Катара. По мнению экспертов, создание ТТК отвечает интересам всех сторон и будет способствовать более эффективной реализации потенциала развития в регионе.
Этот транспортно-транзитный коридор будет состоять из железной дороги, связывающей Узбекистан, Туркмению и Иран, а также морского пути от иранских портов Бендер-Аббас и Чахбахар до портов Омана и Катара. Стороны договорились взаимно создавать максимально благоприятные условия для развития перевозок, привлечения дополнительных объемов грузов не только из стран-участниц проекта, но и из других регионов.
Выход к портам Персидского и Оманского заливов могут также получить Россия и КНР, что сделает проект еще более экономически привлекательным. Пятистороннее соглашение о транзитных перевозках грузов без каких-либо таможенных ограничений вступит в силу после его ратификации парламентами всех стран-участниц.
В ближайшее время состоится ввод в эксплуатацию железной дороги, которая свяжет Казахстан, Туркмению и Иран, а в ноябре будет открыто движение по участку Берекет (Туркмения) – Этрек – Горган. С пуском указанной совместной железной дороги будет создана единая транспортная система для перевозки грузов и пассажиров между тремя странами, что позволит вдвое увеличить иранско-узбекский товарооборот до $1 млрд. в год.
По оценкам экспертов, доходы Ирана от транзита потенциально могут превысить поступления от экспорта нефти. Согласно программе развития транзита, предусматривается увеличение протяженности железных дорог на 4 тыс. км и переоборудование примерно 6 тыс. км автодорог общего назначения в скоростные автотрассы.
Чрезвычайно важным представляется создаваемый коридор “Восток – Запад”, автомобильные дороги которого пересекают территорию Ирана и связывают страны СНГ с Европой. Особое значение имеет железнодорожная составляющая названного коридора. Реализация проекта позволит связать КНР через Казахстан и Туркмению с Ираном, Турцией и далее с Европой.
Заслуживает упоминания также международный транспортный коридор “Север – Юг”. Уже в настоящее время по этому коридору, созданному по инициативе России, Ирана и Индии, грузы через порт Бендер-Аббас доставляются в Иран и далее в Россию и Европу.
К числу важнейших национальных проектов Ирана относится строительство железной дороги Казвин – Решт – Астара, которая свяжет железнодорожную сеть Ирана с одноименной азербайджанской станцией, и магистрали, которая свяжет иранскую провинцию Хузестан с Ираком, Сирией и далее со странами Северной Африки. Значительное внимание уделяется реализации планов, которые направлены на то, чтобы соединить Ирак с Ираном, Афганистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Проект строительства на иранской территории железной дороги Чабахар – Захедан – Мешхед – Серахс (Туркмения) ориентирован, в частности, на перевозку зерновых, к числу производителей которых относятся Казахстан, Россия и Украина, а страны Персидского залива считаются крупными потребителями этой продукции. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)