Еще три года назад понятие лоу-кост (от англ. low-cost – за низкую стоимость) было мало знакомо большинству украинцев. Первой бюджетной авиакомпанией, пришедшей в Украину, стала венгерская WizzAir – ее дочерняя компания WizzAir Ukraine в 2008 г. открыла регулярные рейсы за рубеж. Тогда появление этого авиаперевозчика эксперты восприняли скептически – аэропортовая инфраструктура, зарегулированность рынка и фактически монопольное положение на нем двух украинских авиакомпаний не давали больших шансов венграм. Но в WizzAir рассчитали все верно: они пришли в Украину в канун кризиса и в преддверии Евро-2012. Кризис ослабил позиции украинских авиаперевозчиков, а чемпионат по футболу заставил государство и бизнес обратить пристальное внимание на аэропорты. В 2009 г. WizzAir Ukraine перевезла более 530 тыс. пассажиров, в 2010 г. ее показатели выросли до 542 тыс. В этом году компания намерена увеличить объемы перевозок еще на 15-20%.
Авиакомпания продолжает развивать рейсы на своем основном направлении – в Центральную и Восточную Европу. Рейс Киев – Барселона будет двенадцатым международным. Помимо этого самолеты перевозчика летают из Киева в Симферополь. Компания настолько прочно закрепилась на рынке, что пока другие бюджетные коллеги проигрывают ей в конкуренции. Кроме WizzAir Ukraine, полеты в Западную Европу предлагал еще один дискаунтер – немецкая авиакомпания Germanwings, дочка Lufthansa, крупнейшего классического авиаперевозчика в Европе. В мае 2009 г. она начала совершать рейсы по маршруту Киев – Кельн. Других направлений из Украины компания открывать не планировала.
Аэропорт Кельн/Бонн является базовым для Germanwings – оттуда самолеты этого перевозчика летают более чем по 60 различным направлениям. В Germanwings рассчитывали, что украинцы воспользуются рейсом ради удобных стыковок в Кельне. Однако расчеты не оправдались: в этом году авиакомпания приняла решение приостановить регулярные полеты из Украины. Как пояснил PR-менеджер Germanwings Андреас Энгель, в 2010 г. загрузка воздушных судов не достигла ожидаемого 80%-ного уровня (считается, что рейс у дискаунтера окупается при загрузке от 70%). Частично это связано с финансовым кризисом. Однако в большей мере, по мнению экспертов, на решение немцев повлиял ценовой вопрос. Дело в том, у WizzAir Ukraine тоже есть рейс Киев – Кельн, причем билеты на него были почти вдвое дешевле, чем у немецкого авиаперевозчика (около 20 евро против 40). Одна из причин ценового разрыва – более эффективное использование самолетов WizzAir за счет большого количества рейсов.
До недавнего времени единственным игроком, недорого возившим украинцев на Восток, была Air Arabia (ОАЭ) с рейсом Киев – Шарджа. Для многих пассажиров он является транзитным, поскольку удобно стыкуется с другими маршрутами арабского перевозчика в Дели, на Гоа и Шри-Ланку, в Алматы и Тбилиси. Но вскоре компании придется потесниться: в сентябре эмиратская лоу-кост-авиакомпания flydubai начинает ежедневные полеты из Украины в Дубаи.
“Стратегией компании flydubai является открытие новых маршрутов, которые недостаточно покрываются существующими прямыми перелетами в ОАЭ. Это объясняет то, почему мы выбрали Украину и три города для наших полетов (Киев, Харьков и Донецк. – “Эксперт”)”, – говорит Гейт аль Гейт, генеральный директор flydubai. В сентябре компания предполагает перевезти около 3 тыс. человек. Правда, цена билета у нее пока почти вдвое выше, чем у основного конкурента AirArabia, который совершает перелеты из Киева в Шарджу. В flydubai говорят, что делают упор на комфорте. В частности, напротив каждого сиденья в самолетах есть монитор, так что можно смотреть фильмы в высоком разрешении или играть в компьютерные игры. Кроме того, компания рассчитывает наполнять рейсы за счет клиентов турфирм, которые будут летать в ОАЭ по программе all inclusive. Авиаторы уже заключили договор с туроператором “Натали Турс” (он почти два года сотрудничает с flydubai в России).
Конкуренция между этими двумя лоу-костерами, вероятно, приведет к тому, что цены на билеты в Эмираты и Азию в дальнейшем будут снижаться. Ведь flydubai и Air Arabia еще не разыграли свой главный козырь: обе компании не летают на восток от ОАЭ дальше Шри-Ланки и только готовят наступление на Юго-Восточную Азию. Год назад Air Arabia пыталась открыть регулярное сообщение между Катманду (Непал) и Куала-Лумпуром (Малайзия), но этому помешало правительство Непала.
В прошлом году в Украину пришел еще и турецкий дискаунтер Pegasus Airlines, который осуществляет рейс из Харькова в Стамбул. “Они летают в Стамбул 5 раз в неделю и намерены увеличить до 6 раз. Цена билета невысокая, но самое главное, что через Стамбул харьковчане могут попасть в европейские города, причем за адекватную сумму”, – говорит генеральный директор Международного аэропорта “Харьков” Владимир Васильченко.
В начале лета на украинский рынок вышла российская low-cost компания “Авианова”. Пока она планирует осуществлять полеты только по направлению Москва – Симферополь, однако в компании сообщили, что изучают возможности летать в нашу страну из других городов России. “Мы намерены и дальше развивать нашу международную сеть. В эти планы входит развитие сети именно в Украине”, – говорит управляющий директор компании “Авианова” Эндрю Пайн. По его словам, россияне устанавливают самый низкий тариф на билеты на этом рынке (250 руб. в одну сторону и 500 руб. в обе стороны). Такие цены должны значительно увеличить пассажиропоток между двумя городами, поскольку еще прошлым летом самый дешевый авиабилет из Симферополя в Москву стоил не менее $400.
В ближайшее время украинский рынок может еще больше пополниться бюджетными авиакомпаниями. Итальянский дискаунтер Wind Jet планирует запустить прямые регулярные рейсы Римини – Киев. Заявленная стоимость перелета туда-обратно не превышает 200 евро. По данным Госавиаадминистрации Украины, ежегодный пассажиропоток, который обслуживают авиакомпании между городами Италии и Украины, составляет около 200 тыс. человек. Римини – самый известный итальянский курорт на Адриатическом побережье – пока не представлен в географии маршрутов компаний, летающих из Украины.
При этом Италия осваивается отечественными компаниями уже давно и достаточно активно. Самую большую долю на этом направлении занимал перевозчик “Международные авиалинии Украины” (до 80%), который осуществляет регулярные рейсы в Милан и Рим из Киева, Львова и Донецка. Оставшиеся 20% приходились на компанию “АероСвит” – она возила пассажиров из всех крупных городов страны (Киева, Львова, Донецка, Днепропетровска, Симферополя, Одессы) в Неаполь, а еще из Одессы в Милан. Но в 2009 г. рейсы в Италию появились у WizzAir Ukraine, и она быстро перетащила на себя половину пассажиропотока.
“Эксперту” также известно, что сейчас руководство Международного аэропорта “Харьков” ведет переговоры с Air Arabia (рейсы в Шарджу с дальнейшим разлетом на Шри-Ланку и Индию) и Air Berlin (рейс в один из городов Германии).
В компании Germanwings, ушедшей от нас в прошлом году, не исключают, что возобновят работу в нашей стране в 2012 г. Такой интерес профильные аналитики объясняют грядущим чемпионатом Европы по футболу – ожидается, что Украину во время Евро-2012 посетят более 1,5 млн. гостей. А инвестиции в аэропортовую инфраструктуру и большое население нашей страны делают отечественный рынок довольно привлекательным для дискаунтеров. По мнению председателя правления группы компаний Avia Solutions Group Гедиминаса Жиемялиса, украинский рынок авиаперевозок имеет большой потенциал.
Бюджетные авиакомпании в кризис продолжили наращивать объемы перевозок, открывать новые направления и увеличивать флот. По данным ELFAA (European Low Fares Airline Association – Европейская ассоциация низкотарифных перевозчиков), в 2010 г. количество перевезенных пассажиров членами ассоциации увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 6,1% (в ELFAA входят 9 самых крупных лоу-костеров Европы, на которых приходится около 80% рынка).
А вот классические авиаперевозчики 2009 г. завершили с убытками, объем пассажиропотока сетевых перевозчиков Европы снизился на 5,8%. В 2010 г. им удалось выйти на докризисные показатели – пассажиропоток превысил на 4% объемы 2008 г. Однако события нынешнего года не дали почвы для оптимизма. В июле IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) скорректировала прогнозы совокупной чистой прибыли мировых авиакомпаний на 2011 г. почти в два раза – с $8,6 млрд. до $4 млрд. Основная причина – рост мировых цен на нефть. Повлияло и землетрясение в Японии.
Эксперты полагают, что отток пассажиров на рейсы бюджетных авиакомпаний продолжится. Хотя те и вынуждены повышать стоимость билетов из-за топливного подорожания, но их расценки остаются в два-три раза ниже “классики”. (Эксперт-Украина/Транспорт в Украине, СНГ, мире)