По информации Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, новая автомагистраль Западная Европа – Западный Китай через республику даст оптимальный выход в Европу не только КНР, но и другим азиатским странам. Предполагается оснастить трассу современной интеллектуальной системой управления движением и рядом логистических центров.
Протяженность казахстанского участка транспортного коридора составляет 2787 км, из которых будут реконструированы 2452 км. Международная трасса пройдет по существующей автомобильной дороге Алма-Ата – Ташкент – Термез в объезд территории Киргизии. Общая стоимость проекта составляет $5,67 млрд. В 2011 г. запланировано уложить асфальтобетонное покрытие на участке протяженностью 500 км.
***
В феврале 2011 г. было сообщено, что КНР приняла решение построить скоростную железнодорожную магистраль в Казахстане. Как отметила газета “Жэнминь жибао”, “строительство железнодорожных экспресс-линий является новой сферой сотрудничества между двумя странами”.
Сооружение скоростной железной дороги из Астаны до Алма-Аты протяженностью около 1 тыс. км станет первым проектом сотрудничества двух стран в этой области.
***
В декабре в Алма-Ате будет пущен в эксплуатацию первый в стране метрополитен, который сможет обслуживать около 300 тыс. человек в сутки. Он станет вторым метрополитеном в Центральной Азии (после Ташкентского) и 16-м – в СНГ. Первая очередь I линии будет иметь длину 8,56 км и состоять из 7 станций (4 из которых – глубокого заложения, остальные – мелкого). Средняя глубина заложения – 40 м.
На первой очереди будет обращаться 7 четырехвагонных поездов (на всей I линии в будущем – 20). Планируется, что интервал движения составит от 5 до 2,5 мин (в часы пик). Средняя скорость поездов планируется около 40 км/ч, а максимальная – 80 км/ч. Время проезда по линии первой очереди составит 12 мин. Согласно итогам тендера, подвижным составом станут поезда производства “Hyundai” (Респ. Корея) со сквозным проходом и кондиционированием в салонах, системой “Автомашинист” и другими особенностями. Стоимость строительства первого участка составляет 101 млрд. тенге, а всей I очереди – 163 млрд. тенге.
Общая протяженность второй очереди составит около 15,7 км, а всей первой линии – 24,3 км, на которой будет расположено 18 станций.
На 2011 г. специально для начала строительства первых двух станций II очереди метрополитена в бюджете города предусмотрены 2,2 млрд. тенге, ожидается, что двумя щитами в течение г. будет пройдено порядка 900 м. Планируется, что на их строительство уйдет не больше 32 месяцев.
В 2011 г. средства – 4,56 млрд. тенге – планируется направить на строительство первого участка II очереди в западном направлении от станции “Алатау” (проспект Гагарина) до станции “Молодежная” (проспект Алтынсарина) общей длиной 2,9 км.
Проектом утверждено строительство всех станций в западном направлении открытым способом, а в северном направлении все перегоны и станции будут возведены на эстакадах, что значительно сократит стоимость и сроки возведения: западное направление от станции “Алатау” до станции “Калкаман” (проектная протяженность – 8,62 км, число станций – 5, проектная стоимость – 106,71 млрд. тенге) и северное от станции “Райымбек батыр” до станции “Алматы-1” (проектная протяженность – 8,76 км, количество станций – 6, проектная стоимость – 120,61 млрд. тенге). Общая сметная стоимость строительства двух направлений – 227,325 млрд. тенге ($1,1 млрд.).
Согласно информации АО “Алматыметрокурылыс”, в 2010 г. из республиканского бюджета на развитие метрополитена было выделено 10,5 млрд. тенге для приобретения аппаратуры автоматики, сигнализации и связи; систем дистанционного управления; кабельной продукции; оборудования для отопления, вентиляции, водопровода и канализации станций, тельных вентиляторов и контактного рельса.
В Алма-Ате впервые среди метрополитенов бывшего СССР использованы такие современные решения, как бесшпальное устройство пути, биметаллический контактный рельс, новый тип подвижного состава, автоматизированная система управления и телемеханики. Сейсмоустойчивость (до 9 баллов) алма-атинского метро обеспечивается с помощью специальных конструкций – деформационных швов, прокладываемых через каждые 28 м.
Безопасность метрополитена будет обеспечена системами видеонаблюдения, станции и вестибюли будут оснащены бронированными “черными ящиками” для подозрительных предметов. Часть станций будет оборудована устройствами для инвалидов-колясочников, а край платформ обозначен специальным бордюром для слабовидящих. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)