По данным французской консалтинговой компании Cybel, в настоящее время в мире эксплуатируется примерно 18,5 тыс. турбовинтовых самолетов гражданского назначения и около 40 тыс. военных. Мировой парк реактивных самолетов составляет около 77 тыс. ед., совокупный налет которых определяется приблизительно в 77 тыс. ч в год (в Северной Америке – 37 тыс., в Европе – 16,8 тыс., в АТР – 10 тыс.).
В таких условиях техническое обслуживание самолетов требует весьма значительных средств и характеризуется все более острой конкурентной борьбой. В 2008 г. на эти цели было израсходовано в общей сложности около $106 млрд., в том числе в гражданском секторе – $45,1 млрд. и в военном – $60,7 млрд.
Согласно расчетам того же источника, удельный вес работ с двигателями при техобслуживании в среднем составляет порядка 35%, электропроводкой – 22%, комплектующими – 21%, несущими конструкциями – 14%, работ по модификации – 8%.
Структура затрат, связанных с работами в отдельных сегментах, при этом может быть представлена примерно в следующем виде (%):
I | II | III | IV | |
Двигатели | 10 | 60 | 25 | 5 |
Несущие конструкции | 70 | 20 | 10 | – |
Комплектующие | 35 | 50 | 15 | – |
Электропроводка | 80 | 20 | – | – |
Модификации | 60 | 35 | 5 | – |
Примечание. I – расходы на заработную плату, II – материалы, III – сами ремонтные работы, IV – прочее.
Общее число занятых в секторе техобслуживания самолетов определяется почти в 480 тыс.
Приблизительно 80% соответствующих фирм относятся к категории небольших предприятий.
В целом доминирующие позиции на данном рынке занимают США и Европа, где находится большинство из двух десятков главных фигурантов отрасли. Тем не менее самым крупным все же является китайская компания Haeco, базирующаяся в Гонконге. Второе место занимает американская Delta Airlines Techops, третье – французская Air France Industries/KLM. В сфере техобслуживания двигателей лидирует Европа, а несущих конструкций – Азия.
Оценивая перспективы дальнейшего развития рынка техобслуживания, западные специалисты исходят из предстоящей динамики самого самолетного парка и в этой связи, в частности, подчеркивают, что мировой парк турбовинтовых самолетов, в настоящее время составляющий 18,5 тыс. ед., в 2019 г. может достичь 27 тыс. ед. При этом они следующим образом определяют перемены в составе гражданского воздушного флота:
2008 г. | 2009 г. | 2019 г.* | |
Всего (тыс. ед.) | 18,8 | 19,3 | 27,0 |
В том числе (%) | |||
Региональные самолеты | 17 | 17 | 19 |
Узкофюзеляжные лайнеры | 60 | 60 | 57 |
Широкофюзеляжные лайнеры | 23 | 23 | 24 |
Доля отдельных видов работ, связанных с обслуживанием гражданского воздушного флота, в 2008 г. оценивалась экспертами Team/SAI/Ascend следующим образом:
2009 г. | 2014 г. | 2019 г.* | |
Всего (млрд. $) | 45,7 | 53,0 | 68,2 |
В том числе (%) | |||
Электропроводка | 8,3 | 9,7 | 12,6 |
Оборудование | 9 | 10,5 | 13,6 |
Двигатели | 18,5 | 21,5 | 27,2 |
Модификации | 9,9 | 11,3 | 14,8 |
* – прогноз.
После завершения финансового кризиса конца 2008 г. те же расчеты приняли следующий вид (%):
I | II | III | IV | |
2001 г. | 9,2 | 7,4 | 11,5 | 14,1 |
2002 г. | 8,5 | 6,9 | 10,4 | 12 |
2003 г. | 8,2 | 6,7 | 10,5 | 10,7 |
2004 г. | 8,5 | 6,9 | 10,1 | 11,5 |
2005 г. | 8,9 | 7,2 | 10,7 | 10 |
2006 г. | 8 | 7,4 | 13,5 | 8,6 |
2007 г. | 7,3 | 7,9 | 17,1 | 9,6 |
2008 г. | 8,1 | 8,7 | 18,8 | 11,9 |
2013 г.* | 9,9 | 10,7 | 23,5 | 14,1 |
2018 г.* | 12,1 | 13,1 | 29,2 | 14,3 |
* – прогноз.
Примечание: I – электропроводка, II – комплектующие, III – двигатели, IV – несущие конструкции и модификации.
Среднегодовой прирост инвестиций в техобслуживание самолетов в Северной Америке и в Западной Европе, как правило, происходит медленнее, чем в большинстве других регионов, о чем свидетельствуют следующие оценки Cybel на период 2008-2019 гг. (%): Северная Америка – 2, Западная Европа – 4, АТР – 6, КНР – 7, Средний Восток – 4, Южная Америка – 6, Восточная Европа 10, Индия – 12.
Географическая структура парка турбовинтовых самолетов в мире в 2009 г.
Всего (тыс. ед.) | В том числе (%) | |||
коммерческие | деловые | военные | ||
Северная Америка | 44,5 | 27 | 33 | 40 |
Европа | 23,2 | 39 | 44 | 17 |
АТР | 14,8 | 38 | 52 | 10 |
Южная Америка | 7,7 | 31 | 31 | 38 |
Средний Восток | 5,2 | 19 | 75 | 6 |
Африка | 4,9 | 37 | 48 | 15 |
(БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)