Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (“Укрзализныця”) намерена до 2017 г. электрифицировать 1562 км железнодорожных путей, доведя уровень электрификации до 47,5% эксплуатационной длины сети (в настоящее время – 45%). План сформирован в рамках исполнения отраслевой Программы электрификации железных дорог Украины. По оценке “Укрзализныци”, реализация программы позволит снизить себестоимость перевозок на 55-60%, при этом потребление дизельного топлива локомотивным парком уменьшится на 200 тыс. т в год.
В настоящее время эксплуатационная длина электрифицированных путей “Укрзализныци” составляет 9877 км. По этому показателю Украинские железные дороги занимают 10-е место в мире и 6-е – среди стран Европы.
В частности, в 2012 г. запланированы проекты перевода на электротягу участков Полтава – Красноград – Лозовая (176 км), Малая Перещепинская – Кременчуг (95 км) и Фастов – Житомир – Новоград-Волынский (192 км). Первый проект реализуется с учетом создания основного на сети коридора ускоренного и скоростного пассажирского сообщения (Львов – Киев – Полтава – Донецк); второй – в рамках развития российского направления перевозок (через пограничный переход Тополи); третий – с целью разделения грузового и пассажирского сообщения.
За рамками этапа остается проект развития в 2012 г. инфраструктуры порта Южный (электрификация припортового участка Черноморская – Береговая длиной 37 км).
“Укрзализныця” утвердила на 2012 г. программу развития электрификации и модернизации систем электропитания стоимостью 180,7 млн. грн. ($22,5 млн.). Источником финансирования программы станут дополнительные доходы, получаемые железными дорогами Украины как лицензиатами оптового рынка электроэнергии. В настоящее время все шесть железных дорог Украины получили данный статус, позволяющий продавать электроэнергию конечным потребителям. Соответственно, Национальная комиссия регулирования электроэнергии пересмотрела для “Укрзализныци” тарифы на передачу электроэнергии, позволяющие ей получать от лицензированной деятельности дополнительные доходы ежемесячно до 3,5 млн. грн. ($0,43 млн.).
Согласно программе, самые значительные работы предстоит сделать на двух железных дорогах – Донецкой и Юго-Западной (соответственно 20,8% и 21% общего финансирования). Обе входят в число электрифицированных железных дорог Украины, первая – постоянным, вторая – переменным током. Одесская железная дорога будет профинансирована в объеме $3,98 млн., Приднепровская – $3 млн., Львовская – $2,7 млн., Южная – $3,35 млн. В качестве целей программы определены повышение надежности и снижение технологических затрат систем электропитания.
В марте 2012 г. будет завершена электрификация участка Полтава – Красноград – Лозовая – стратегического для создания скоростного национального коридора Львов – Киев – Полтава – Донецк, что позволит создать полностью электрифицированный маршрут от российско-украинской границы до портов Азовско-Черноморского региона. Спецификой участка длиной 176 км являются две системы электропитания – переменным током (Полтава – Красноград) и постоянным (Красноград – Лозовая). Согласно данным “Укрзализныци”, после завершения данного проекта начнется электрификация участков, обслуживающих порты Николаевского морского региона и Крыма: Долинская – Николаев – Херсон – Джанкой (протяженность – 394 км); Николаев – Колосовка (105 км). Оба проекта предусматривают питание переменным током.
В ноябре 2011 г. “Укрзализныцей” завершена электрификация участка Полтава – Кременчуг – Бурты – основной составляющей проекта, призванного создать второе (параллельное) направление перевозок от границ России до портов Черного моря. Он позволит открыть укороченный маршрут в порты по магистралям, работающим на переменном токе. Новый участок создаст также альтернативу маршруту перевозок российского транзита направлением на западные погранпереходы Украины (путем разгрузки основного плеча Полтава – Киев). В сфере пассажирских перевозок проект позволит создать скоростной коридор направления на Харьков и Донецк.
По расчетам “Укрзализныци”, капитальные вложения в проект (около $90 млн.) окупятся за 5,5 лет. Отказ от дизельного топлива на маршруте позволит железным дорогам экономить свыше $38 тыс. ежесуточно. Общее снижение эксплуатационных расходов после реализации проекта оценивается на уровне $14 млн. в год.
Примыкающим проектом, также реализуемым “Укрзализныцей”, является электрификация участков Знаменка – Долинская – Николаев – Херсон – Джанкой, что позволит создать второй (параллельный) электрифицированный маршрут от границ РФ в порты Николаевского и Крымского морских регионов.
Одесская железная дорога, основная в сети “Укрзализныця” по обслуживанию портов, в 2012 г. сосредоточится на развитии ключевых портовых направлений – на Крым, Одесский и Николаевский регионы. Необходимость в проведении значительного объема работ обусловлена ростом пассажиропотока в направлении Крыма, а также объемов грузовых перевозок в направлении морских торговых портов. Соответственно, основными направлениями модернизации и электрификации признаны участки Долинская – Николаев – Херсон – Вадим и Николаев – Колосовка.
В частности, основной объем работ по модернизации колеи в текущем году будет охватывать три основных участка общей длиной 176,7 км: Мироновка – Пятихатки, Знаменка – Одесса и Вапнярка – Одесса. Еще 150 км менее грузонапряженных направлений будут охвачены капремонтом. Кроме того, будут отремонтированы 45 станционных путей на станциях портовых направлений – Одесса-Застава-1, Ильичевск, Раздельная, Знаменка-Сортировочная, Колосовка, Помошная, Тимково. Также будет проведен оздоровительный ремонт 9 нестойких участков земляного полотна и 9 железнодорожных мостов.
Проведение модернизации, а также электрификации участков Долинская – Николаев и Николаев – Колосовка позволит Одесской железной дороге нарастить объемы перевозок на порты, повысить участковую скорость грузовых поездов, сократить расходы на дизельное топливо, повысить надежность работы железнодорожной инфраструктуры. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)