Президент РФ Д. Медведев подписал 27 декабря закон о ратификации меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря, которая пройдет на российской территории через Новороссийск, Ростов и Таганрог. Закон о ратификации меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря был принят Госдумой РФ 8 декабря 2010 г. и одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г.

Реализация проекта позволит создать современную дорожную инфраструктуру Черноморского региона и активизировать торгово-экономические и туристические связи. Это будет способствовать экономическому и социальному развитию не только Черноморского региона, но и всего Европейского континента. Конечной целью станет создание в Черноморском регионе современной скоростной автомагистрали, оборудованной всеми необходимыми объектами вспомогательной инфраструктуры с привлечением средств международных финансовых институтов и банков развития.

Меморандум был подписан правительствами государств – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) 19 апреля 2007 г. в Белграде (Сербия). В соответствии с документом планируется создание кольцевой автомагистрали с большой пропускной способностью протяженностью около 7140 км, которая пройдет через Стамбул, Самсун и Трабзон (Турция), Батуми и Поти (Грузия), Новороссийск, Ростов-на-Дону и Таганрог (Россия), Мариуполь, Мелитополь и Одессу (Украина), Кишинев (Молдова), Бухарест и Констанцу (Румыния), Хасково и Софию (Болгария), Комотини и Александруполис (Греция), Эдирне и Стамбул (Турция).

Страны-участницы также полагают, что, “учитывая тот факт, что часть автомагистрали является и частью трансъевропейской транспортной сети, это будет способствовать привлечению внимания к развитию автомагистрали других международных организаций для ее дальнейшего включения в сеть основных трансъевропейских транспортных коридоров, соединяющих соседние страны и регионы”.

Высокопропускная автомагистраль будет состоять из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум две полосы движения. Кроме того, проект предусматривает многочисленные ответвления, в результате чего в “Черноморское кольцо” будут включены Армения (Ереван), Азербайджан (Баку), Албания (Тирана) и Сербия (Ниш, Белград). После реализации проекта автотранспорт сможет без проблем объехать вокруг всего моря, что в настоящее время невозможно.

Речь идет не столько о строительстве, сколько о приведении существующих вокруг моря дорог к стандарту международных магистралей. Стандартная транспортная нагрузка для всех участков “Черноморского кольца” составит 11,5 т. В настоящее время на российском участке этот показатель в среднем составляет около 10 т, что недостаточно для полноценного грузового сообщения.

Единого бюджета у проекта нет. Каждая страна будет его реализовывать из собственных средств. Развитие автомобильных дорог в составе указанной кольцевой магистрали на российской территории будет осуществляться в рамках целевых программ “Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)” и “Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)”. Работы уже активно ведутся. Например, идет масштабное дорожное строительство в сочинском регионе, так как все олимпийские трассы также входят в зону будущего “Черноморского кольца”. Ранее представитель России в парламентской ассамблее ОЧЭР А. Дзасохов оценил стоимость реализации “Черноморского кольца” в $1 млрд.

Реализация крупных инфраструктурных проектов – один из наиболее эффективных способов организации регионального сотрудничества. Но объем собственных инвестиционных ресурсов стран Черноморского региона превращает подобные инициативы в пожелания, а не конкретные результаты. Вместе с тем Евросоюз, который долгое время не рассматривал Черноморский регион в качестве приоритетного, со вступлением в ЕС Румынии и Болгарии постепенно меняет свое отношение к Причерноморью.

Сегодня самой большой проблемой на пути к запуску кольцевой вокруг моря остается Кавказ. Несмотря на то, что Грузия ратифицировала меморандум, ясности по этому участку по-прежнему нет. Работа по грузинскому участку еще не завершена. Большегрузные автомобили приходится переправлять на паромах. Грузинский участок сухопутного пути практически не используется, так как для того чтобы пересекать мосты в этом регионе, каждому большегрузному автомобилю требуется специальное разрешение. Из-за ситуации в Абхазии почти не работает прямое сообщение РФ с Турцией.

В Министерстве транспорта РФ не берутся прогнозировать, когда проект “Черноморское кольцо” будет считаться завершенным.

Как сообщили в марте 2012 г. в правительстве Республики Молдова, эта страна и Румыния согласовали маршрут высокопропускной магистрали через свою территорию и направили просьбу в Технический секретариат будущей автомагистрали вокруг Черного моря при Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) поддержать маршрут прохождения по их территории трассы Джурджу – Бухарест – Фокшань – Албица – Кишинев – Одесса через румынский порт Констанца на Черном море.

Планируется, что после завершения согласования основного маршрута автомагистрали стороны перейдут к подготовке ТЭО развития ее участков. Проект ТЭО будет разрабатываться самостоятельно каждым государством – членом ЧЭС в отношении участков, проходящих по национальной территории. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)