Президент Узбекистана И. Каримов назвал важнейшим приоритетом 2012 г. обеспечение опережающего развития транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Отмечалось, что для страны исключительное значение имеет ускорение реализации проектов строительства и реконструкции дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, соединяющей все регионы республики и обеспечивающей выход на региональные и мировые рынки.

В этих целях в 2012 г. намечено осуществить строительство и реконструкцию 517 км автомобильных дорог, двух крупных транспортных развязок, 544 пог. м мостов и путепроводов с выделением из Республиканского дорожного фонда средств в объеме, эквивалентном более $360 млн., что на 12,5% больше, чем в 2011 г.

Модернизация автомагистрали имеет исключительное значение не только для Узбекистана, но для всего Центральноазиатского региона, поэтому в реализации проекта активное участие принимают международные финансовые структуры – Азиатский банк развития (АзБР), Исламский банк развития, члены Арабской координационной группы, которые предоставили льготные кредиты в объеме около $1,4 млрд. для строительства и реконструкции 742 км автомобильных дорог и приобретения современной дорожно-строительной техники.

Только в 2012 г. на эти цели намечено освоить $109 млн. с вводом в эксплуатацию 165 км дорог с цементобетонным покрытием, включая реконструкцию дороги через перевал “Камчик”.

ГАК “Узавтойул” (“Узавтодор”), Республиканскому дорожному фонду, Совету министров Республики Каракалпакия, администрациям областей и Ташкента поручено принять действенные меры по эффективному освоению выделяемых средств и выполнению намеченных параметров строительства, реконструкции и ремонту автомобильных дорог.

В 2011 г. в рамках реализации проектов строительства и реконструкции Узбекской национальной автомобильной магистрали реконструировано с укладкой современного покрытия 302,5 км. В 2010 г. на строительство и реконструкцию автомобильных дорог было затрачено $378 млн., что на 31,5% больше по сравнению с показателем 2009 г. В результате в эксплуатацию были сданы автодороги протяженностью 270 км.

В настоящее время общая протяженность автомобильных дорог Узбекистана составляет 146,4 тыс. км, из них 42,5 тыс. км – магистральные дороги общего пользования, в том числе 3,2 тыс. км – автотрассы международного и 18,8 тыс. км – государственного значения. Через территорию Узбекистана проходят 20 международных транспортных маршрутов и направлений.

Руководство страны уделяет особое внимание дальнейшему развитию железнодорожных коммуникаций, ускорению реализации проектов по электрификации железнодорожных участков Мароканд – Карши и Карши – Термез, обустройству и обеспечению надежного и безопасного движения высокоскоростных пассажирских поездов на участке Ташкент – Самарканд. Проведение работ поручено компании “Узбекистон темир йуллари” (Узбекские железные дороги) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Намечены шаги по обеспечению реализации мер по развитию международного интермодального логистического центра “Навои”, увеличению объемов международного транзита грузов, дальнейшему расширению географии полетов, совершенствованию инфраструктуры аэропорта, а также модернизации, развитию и оснащению Центра логистики “Ангрен”. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)