Исходя из поступлений транспортных и логистических фирм Азии, Европы и США в I квартале текущего года, можно предположить, как пишет журнал “Supply Chain Management Review”, что во II и III кварталах доходы этих фирм будут невысокими, так как перевозки грузов в лучшем случае возрастут незначительно.
По данным Ассоциации воздушных компаний АТР, где темпы роста экономик стран региона в I квартале текущего года были самыми низкими за последние три года, грузовые перевозки членами указанной ассоциации сократились в марте на 4,5%, а за весь I квартал – на 4,1%. Иная картина наблюдалась в регионе в сфере морских контейнерных перевозок, в результате чего порт Гонконг обработал в марте контейнерных грузов на 7,1% больше, чем в том же месяце 2011 г., а порт Сингапур – почти на 6%. Частично такую ситуацию можно объяснить тем, что из-за высоких цен на нефть перевозки электронных компонентов из Азии в США морем возросли в большей степени, чем по воздуху.
Падение спроса и забастовки в Европе, вызванные распространением рецессии по всему этому региону, отрицательно сказались как на морских, так и воздушных перевозках грузов. В I квартале текущего года объем обработки грузов портом Антверпен сократился по сравнению с тем же периодом 2011 г. на 2,2%, так как поступление жидких и сухих навалочных грузов уменьшилось почти на 9%. В порту же Роттердам объем обработки грузов возрос за указанный период на 3%, что связано в основном с 9%-ным увеличением притока жидких навалочных грузов (поступление в порт сухих навалочных грузов сократилось на 7%, а контейнерных – на 4%).
Объем обработки грузов аэропортом Франкфурт уменьшился в марте текущего года на 11%, а за весь I квартал – более чем на 12%.
В апреле ситуация на рассматриваемых рынках стала казаться более благоприятной, чем в марте. В частности, о более значительных объемах морских грузовых перевозок сообщили европейские экспедиторы и операторы судов на маршрутах Азия – Европа и Европа – Азия. Что касается воздушных перевозок, то они на указанных направлениях сократились по сравнению с апрелем 2011 г., но несколько превысили уровень марта 2012 г.
Положение на рынке США наблюдатели считают наиболее благоприятным. Хотя растут опасения относительно возможного ослабления наблюдающегося там в настоящее время оживления (вследствие снижения темпов развития экономики в Азии и Европе), спрос на грузовые перевозки в США довольно значителен. В марте американские морские порты сообщили о существенном увеличении объемов обработки контейнерных грузов, особенно импортных. В частности, в портах Чарльстон и Лонг-Бич это увеличение составило 12% и 18,3% соответственно.
Если говорить о воздушных перевозках, то несмотря на высокие цены на нефть, в марте возросли объемы обработки грузов в аэропортах Майами, Чикаго и Лос-Анджелес, что может быть связано с обновлением ассортимента продукции у компаний “Apple” и “Samsung”.
Хотя мировая экономика “балансирует на острие ножа” (так охарактеризовал ее текущее состояние президент авиакомпании “Cathay Pacific”), перспективы для транспортных и логистических фирм считаются неплохими. В частности, они могут использовать возможности на внутренних рынках стран и регионов базирования, так как продолжает расти торговля в пределах стран-членов “Nafta” и Азии, а в Европе, несмотря на экономическую рецессию, увеличивается спрос на автомобильные грузовые перевозки. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)