Российские порты забирают грузы у украинских – по итогам прошлого месяца объем транзита грузов “Укрзализныцей” упал сразу на 20% до 4,01 млн. т. Об этом сообщает издание “Коммерсант-Украина”.

По итогам апреля объем транзитных перевозок украинскими железными дорогами – наиболее прибыльное направление для “Укрзализныци” – составил всего 4,01 млн. т, уменьшившись на 20%. “Укрзализныця” сократила транзит еще в I квартале – на 17,4% до 12 млн. т. Но тогда одной из причин этого в “Укрзализныце” называли сложные погодные условия, а к апрелю ожидалось, что рынок восстановится.

“Железнодорожники обеспокоены снижением объемов транзитных перевозок, хотя на это есть объективные причины”, – говорится в сообщении “Укрзализныци”. Больше всего упал транзит железной руды (занимает в структуре транзита 20,4%), нефтепродуктов (35,6%), химических удобрений и химикатов (6,4%). Гендиректор “Укрзализныци” Владимир Козак заявил, что падение транзита в первую очередь объясняется снижением потребления отдельной продукции (нефти, удобрений, металла) в Европе. “У нас и в Украине падают перевозки из-за снижения спроса”, – уточнил Козак. Впрочем, общий объем перевозок по итогам апреля даже немного вырос – на 0,4% к апрелю 2011 г. до 39,27 млн. т.

Около 70% транзитных грузов традиционно идет из России, поэтому малейшее уменьшение объемов, поступающих из РФ, сразу отражается на показателях. Аналитик “Уралсиба” Денис Ворчик отмечает, что Новороссийский порт, который является конкурентом украинских портов, с приходом нового менеджмента активизировался в вопросах привлечения дополнительных грузов. “В частности, порт получил объемы “Металлоинвеста” по руде. Если говорить о тренде, то сейчас в портовые активы России, в частности в порт Усть-Луга на Балтийском море, идут государственные инвестиции. Мы ожидаем, что часть объемов российского грузопотока будет уходить из СНГ и из эстонских портов в Усть-Лугу”, – объясняет аналитик. По его словам, конкуренция с российскими портами будет усиливаться.

Среди основных причин падения объемов в монополии называют сокращение транзита нефти и нефтепродуктов из России – компании переориентировали поставки мазута на новый терминал в порту Новороссийска. Кроме того, перевозки сырой нефти сократились в связи с проведением ремонтных работ на пограничных переходах РФ и Казахстана. А грузопоток калийных удобрений из России и Беларуси уменьшился из-за более привлекательных тарифных условий по сравнению с украинским направлением.

Ворчик отмечает, что на выбор грузоотправителя во многом влияют рыночные факторы: ценовая конкуренция, конкуренция по качеству услуг и скорости. “Безусловно, могут возникать и политические аспекты, и грузоотправителям могут рекомендовать не отправлять грузы в украинские порты. А с точки зрения тарифной политики государство может снизить тарифы”, – добавляет он. Так, федеральная тарифная служба на 6% уменьшила тарифы для грузов, которые идут в Усть-Лугу и из нее, напоминает аналитик. “Логично, что Россия закрывает свои порты своими же грузами. Мининфраструктуры сейчас рассматривает вопрос увеличения скидок на транзитные перевозки. Этот вопрос будет рассмотрен”, – пообещал Козак. Ворчик считает, что украинские порты вполне могут побороться за рынок в южном направлении, улучшив привлекательность услуг по цене и качеству.

Начальник Главного коммерческого управления “Укрзализныци” Юрий Меркулов отмечает, что монополия делает все возможное для привлечения дополнительных объемов транзита. В частности, разработан график движения комбинированного поезда “Викинг” для транзитных и экспортных грузов с возможностью ежедневного курсирования (сейчас поезд ходит три раза в неделю из-за отсутствия грузов). “Есть перспективы роста объемов, в том числе и транзита из Беларуси и стран Балтии, но таможня вместо обещанных 30-40 минут на все виды контрольных процедур на практике осматривает “Викинг” не меньше часа – нужно договариваться, ведь транзит выгоден государству”, – отметил Меркулов.

Директор департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергей Семка говорит, что нарушений в работе таможни при осмотре “Викинга” нет. “Иначе это повлияло бы на общий международный трафик. Мы жестко придерживаемся графика движения”, – подчеркнул он. По его словам, с 1 июня вступает в силу новый Таможенный кодекс, в котором предусмотрено упрощение процедуры транзита. (РБК-Украина/Транспорт в Украине, СНГ, мире)