В последние годы развитие воздушного транспорта на Филиппинах стимулировалось ростом ВВП и появлением малобюджетных авиатранспортных компаний. Перспективы этой отрасли также считаются благоприятными, ибо власти страны и сами перевозчики имеют амбициозные планы на будущее.
Филиппинский парк гражданских самолетов увеличился с 62 ед. в 2008 г. до 119 ед. в апреле 2012 г., т. е. почти удвоился. Перевозки авиапассажиров на внутренних маршрутах возросли с 8,47 млн. человек в 2006 г. до 18,76 млн. в 2011 г. С учетом 15,67 млн. пассажиров с международных маршрутов общий пассажирооборот аэропортов Филиппин в 2011 г. составил 34,43 млн. человек, из которых 30 млн. приходилось на манильский международный аэропорт “Нино Акино”. За последние четыре года частота полетов через филиппинские аэропорты увеличилась на 50%.
Флагманскими авиатранспортными компаниями Филиппин являются “Philippine Airlines” (“PAL”) и малобюджетная “Cebu Pacific Air” (“CEB”). Кроме того, отрасль представляют “Airphil Express” (“APX”, малобюджетный филиал “PAL”) и “Zest Airways”.
В текущем году “CEB” предполагает удвоить свой флот, а “PAL” – заказать 100 новых самолетов, что увеличит ее парк на 200%. В настоящее время “PAL” располагает новыми возможностями для инвестирования, так как 49% ее акций (на $500 млн.) приобрела группа “San Miguel”, крупнейший на Филиппинах и в ЮВА продуцент пищевкусовых продуктов и упаковки.
В планы “CEB” входит увеличение числа маршрутов в ЮВА, на Ближнем и Среднем Востоке и даже в США, а “PAL” – в США и Европе. На внутренних направлениях “PAL” конкурирует с “CEB” посредством своего филиала “APX”. В настоящее время обе филиппинские флагманские компании остаются в “черном списке” Еврокомиссии, куда занесены ненадежные, по мнению этой комиссии, авиаперевозчики.
Деятельность “PAL” и “CEB” в 2011 г.
PAL | APX | CEB | |
Оборот, млн. $ | 1670 | 185 | 785 |
Прирост, %* | 23 | 100 | 16,7 |
Парк самолетов, ед. | 37 | 19 | 39 |
Число заказанных самолетов | 7 | 14 | 63 |
Перевозки пассажиров, млн. человек | 10,0 | 4,0 | 11,9 |
На внутренних маршрутах | 4,3 | 3,7 | 8,5 |
На международных маршрутах | 5,7 | 0,3 | 3,4 |
Перевозки грузов, млн. т | 123,38** | 24,49 | 90,82*** |
Число внутренних маршрутов | 19 | 23 | 34 |
Число международных маршрутов | 26 | 3 | 19 |
Степень заполнения салонов, % | 74 | … | 81 |
* – по сравнению с 2010 г.; ** – в т. ч. 69,41 млн. т на международных маршрутах; *** – в основном на внутренних маршрутах.
В настоящее время на Филиппинах насчитывается 87 аэропортов, в том числе 12 международных. Растущий спрос заставил власти страны начать в 2012 г. реализацию целого ряда проектов, целью которых являются модернизация и расширение аэропортовых инфраструктурных объектов, а также улучшение транспортного доступа к аэропортам. В частности, решено “запустить” экспресс-поезд из центра Манилы, который будет обслуживать новый аэропорт Кларк (на севере столицы). В долгосрочной перспективе пропускную способность последнего предполагается значительно увеличить и перевести туда рейсы из сильно загруженного международного аэропорта “Нино-Акино”.
Планируется также построить на острове Бохоль международный аэропорт, который заменит существующий в Тагбиларане, и новый международный терминал в аэропорту Мактан (у восточного побережья острова Себу), чтобы он мог обслуживать около 8 млн. пассажиров в год.
Следует, кроме того, упомянуть проект, который предусматривает приватизацию и модернизацию аэропорта Пуэрто-Принцесса на острове Палаван. В результате он перейдет в категорию аэропортов высокого класса и будет располагать международным терминалом, отвечающим последним требованиям “ИКАО”.
Реализация перечисленных проектов будет осуществляться по схемам государственно-частного партнерства и с привлечением кредитов Азиатского банка развития.
Для технического обслуживания самолетов филиппинские компании часто привлекают иностранных партнеров, среди которых можно назвать “Lufthansa Technik” и “Singapore Airlines Engineering”.
Помимо самолетов, на Филиппинах эксплуатируется около 130 вертолетов, поставленных в основном европейской группой “Eurocopter”. В ближайшие годы парк этих транспортных средств в стране должен возрасти, чему будет способствовать расширение их применения для оказания медицинской помощи и обслуживания нефтегазовых промыслов на континентальном шельфе. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)