В конце 2011 г. общая вместимость контейнеровозов, используемых на морских линейных маршрутах, составляла, по данным компании “BRSAlphaliner”, 15,9 млн. TEU, или была на 7,3% больше, чем годом ранее. Почти 97% этой вместимости приходилось на ячеистые контейнерные суда, флот которых увеличился на 7,9% – до 15, 4 млн. TEU. Совокупная вместимость эксплуатируемых неячеистых контейнеровозов (многоцелевых грузовых судов и судов для контейнерно-накатных грузов) сократилась по сравнению с 2010 г. на 9,5% – до 0,5 млн. TEU.
20 крупнейших мировых перевозчиков контейнерных грузов увеличили за прошлый год совокупную вместимость своих судов на 8,7%, в результате чего их доля в глобальном показателе возросла с 83,1% до 84,2%. В наибольшей степени (на 18%, или на 392 тыс. TEU) пополнила флот группа “APMMaersk”, что позволило ей увеличить удельный вес на данном рынке до 16% (с 14,5% в начале 2011 г.). Самым высоким этот показатель у данной группы был в 2005 г., когда он равнялся 18,2%.
Пытаясь восстановить утраченные с 2005 г. позиции, “APMMaersk” заказала в 2011 г. 20 контейнеровозов вместимостью по 18 тыс. TEU, подписав соответствующие контракты в феврале и июне. Ее основные конкуренты также пополнили свой флот. Занимающая второе место на рынке компания “MSC” приобрела контейнерные суда совокупной вместимостью 258 тыс. TEU, что увеличило ее флот на 14%.
Сокращение флота в 2011 г. произошло только у трех компаний, входящих в число 20 крупнейших, – у “CSAV”, “Zim” и “Hanjin Shipping”, при этом у первой оно было самым значительным и составило 200,5 тыс. TEU, или 35% ее флота. В результате доля этой фирмы в общей вместимости эксплуатируемых в мире контейнеровозов уменьшилась с 3,9% до 2,4%, и она переместилась по размеру флота с 7-го на 14-е место.
Неблагоприятные рыночные условия и низкие фрахтовые ставки вынудили нескольких перевозчиков уйти в 2011 г. с рассматриваемого рынка. Ими стали два “новичка” с мировых рейсовых маршрутов (“The Containership Company” и “Yanghai Shipping Co”), а также осуществляющая внутренние перевозки малазийская компания “Johan Shipping”. На указанные фирмы приходится только 0,2% общей вместимости мирового контейнерного флота, или 33 тыс. TEU.
Несмотря на ухудшение условий деятельности на рейсовых маршрутах, активно пополняли свой флот главные китайские перевозчики контейнерных грузов; в частности, “COSCO” и “CSCL” увеличили его примерно на 20%. Еще в большей степени возрос этот показатель у двух относительно новых компаний из КНР “Hainan PO Shipping” и “Grand China Shipping” (на 61% и 42% соответственно до 43,5 тыс. и 32,8 тыс. TEU).
Все 20 крупнейших мировых перевозчиков контейнерных грузов, кроме “CSAV” и “Zim”, пополнят свой флот и в текущем году. Одна только “MSC” получит 21 новое судно общей вместимостью 248 тыс. TEU, из них 16 будут иметь единичную вместимость, превышающую 13 тыс. TEU.
Флот “APMMaersk” также увеличится на 21 контейнеровоз, или на 133 тыс. ТЕU. Самыми крупными среди них будут 9 судов единичной вместимостью 8 8,7 тыс. TEU, 6 из которых относятся к партии из 8 контейнеровозов, вместимость которых была увеличена с 7,5 тыс. до 8,7 тыс. TEU, а остальные 3 (вместимостью 8 тыс. TEU) представляют собой суда, зафрахтованные у “CSAV”.
Третье место по числу приобретенных судов займет “UASC”, которая должна была получить 8 из 9 своих очень крупных контейнеровозов класса “A13” (вместимостью 13,1 тыс. TEU) в I полугодии текущего года. Поставка этих судов была отложена на 1 год.
В целом мировой контейнерный флот в текущем году возрастет, согласно прогнозам, на 8,1%, что явится серьезным испытанием для отрасли, ибо ожидаемый прирост спроса на тоннаж уменьшится до 6,5% – с почти 8% в 2011 г. Такой дисбаланс ведет к увеличению числа избыточных судов. В начале 2012 г. совокупная вместимость неиспользуемых контейнеровозов составляла 600 тыс. TEU, а к концу декабря она может достигнуть 1 млн. Такой излишек будет содействовать понижению фрахтовых ставок, прежде всего, на суда вместимостью 3-6 тыс. TEU, многие из которых, как ожидается, будут заменены более крупными контейнеровозами.
Флот 25 крупнейших мировых перевозчиков контейнерных грузов на 31 декабря 2011 г.
Существующий | Заказанный | |||
тыс. TEU | число судов | тыс. TEU | число судов | |
1. APMMaersk | 2539,1 | 658 | 522,6 | 48 |
2. Mediterranean Shipping Co (MSC) | 2121,7 | 479 | 476,9 | 42 |
3. CMA CGM Group | 1342,2 | 392 | 61,7 | 7 |
4. COSCO Container L. | 648,1 | 148 | 244,2 | 32 |
5. HapagLloyd | 645,5 | 146 | 132,0 | 10 |
6. APL | 626,1 | 146 | 280,7 | 27 |
7. Evergreen Line | 607,0 | 165 | 308,0 | 35 |
8. CSCL | 547,6 | 151 | 145,7 | 18 |
9. Hanjin Shipping | 478,3 | 100 | 243,9 | 30 |
10. MOL | 434,3 | 98 | 109,6 | 11 |
11. Hamburg Sud Group | 408,8 | 116 | 196,8 | 31 |
12. OOCL | 406,1 | 85 | 132,6 | 12 |
13. NYK Line | 399,9 | 100 | 61,9 | 6 |
14. CSAV Group | 378,7 | 84 | 36,0 | 4 |
15. Yang Ming Marine Transport Corp. | 340,5 | 82 | 89,0 | 14 |
16. K Line | 337,0 | 78 | 45,2 | 5 |
17. Zim | 322,1 | 91 | 153,2 | 13 |
18. Hyundai M. M. | 295,2 | 61 | 156,1 | 15 |
19. PIL (Pacific Int. Line) | 278,1 | 143 | 71,0 | 20 |
20. UASC | 237,2 | 56 | 104,8 | 8 |
21. Wan Hai Lines | 169,2 | 77 | 34,6 | 12 |
22. HDS Lines | 87,0 | 22 | ||
23. TS Lines | 73,8 | 37 | ||
24. XPress Feeders Group | 58,0 | 51 | 4,0 | 2 |
25. SITC | 51,6 | 55 | 13,1 | 12 |
(БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)