Северная Америка имеет самую высокую в мире плотность воздушного движения: ежеминутно в ее воздушном пространстве могут находиться около 7 тыс. самолетов. В ближайшие 20 лет наиболее значительные изменения в объемах пассажирских перевозок региона произойдут на направлениях, связывающих его с Южной Америкой и Азией, где эти объемы будут ежегодно возрастать примерно на 3,2%. Одновременно должны повыситься и цены на нефть, в связи с чем компании данной отрасли уже сейчас предпринимают шаги в направлении сокращения расходов на топливо. “Delta Airlines” не только приобретет новые экономичные самолеты, но и купит нефтеперерабатывающий завод.
В 2011 г. число воздушных рейсов в Северной Америке составило 26,5 млн., а авиапассажиров – 1,48 млрд., что обеспечило ей по последнему показателю второе место в мире после Европы. По объему грузовых авиаперевозок (около 27 млн. т) регион также оказался вторым, уступив первое место АТР. В указанном году американские авиатранспортные компании смогли увеличить численность своего персонала на 1,4%.
В настоящее время в рамках ст. 11 американского Закона о банкротствах ведутся переговоры о слиянии между “American Airlines” и “US Airways”, которое, как полагают эксперты, должно оказаться благотворным для обеих компаний: первая повысит рентабельность своих международных рейсов, а вторая увеличит число пассажиров на коротких внутренних маршрутах.
Согласно последним прогнозам корпорации “Boeing”, мировой спрос на новые самолеты в ближайшие 20 лет составит 34 тыс. ед. на $4,5 трлн. Из указанного количества примерно 68% придется на лайнеры с одним проходом в салоне и 23% (против 19% ранее) – лайнеры с двумя проходами; доля сверхкрупных самолетов возрастет с 790 до 1030 ед.
По данным агентства “UBiFrance” (Франция), североамериканские воздушные перевозчики приобрели в 2011 г. новых самолетов на $820 млрд., при этом средняя цена одного лайнера составила $100 млн. Мировые авиаперевозки в 2011 г. Международный совет аэропортов (“Airports Council International” – “ACI”) характеризует следующим образом (I – число осуществленных рейсов; II – число перевезенных пассажиров, млрд.; III – масса перевезенных грузов, млн. т; IV – число аэропортов):
I | II | III | IV | |
Cев. Америка | 26,5 | 1,48 | 27,3 | 171 |
Европа | 18,0 | 1,51 | 17,4 | 302 |
АТР | 10,6 | 1,25 | 30,2 | 124 |
Лат. Америка | 5,8 | 0,40 | 4,7 | 181 |
Африка | 2,2 | 0,13 | 1,5 | 112 |
В последние годы на американском рынке воздушных перевозок продолжались консолидационные процессы, целью которых было противостояние спадам и экономия на масштабах бизнеса. В 2008 г. произошло слияние компаний “Delta” и “Notrhwest”, двумя годами позже объединились “United” и “Continental”, а в 2011 г. “Southwest” приобрела малобюджетного перевозчика “AirTran”.
В настоящее время авиатранспортные компании мира обновляют самолетные парки, так как возраст у многих эксплуатируемых ими машин приближается к предельному. Как “Boeing”, так и “Airbus” получили рекордное число заказов на новые лайнеры, среди которых повышенным спросом пользовались “A320 neo”, “Boeing 737MAX”, “A350” и “Boeing 787”.
Ниже характеризуются обороты (I, млрд. $) и эксплуатируемые самолетные парки (II, ед.) основных авиатранспортных компаний Северной Америки в 2011 г.
I | II | |
United | 37 | 707 |
Delta | 35 | 724 |
American | 22 | 619 |
Southwest | 16 | 522 |
Air Canada | 5 | 339 |
Jet Blue | 3,8 | 167 |
Spirit | 0,8 | 35 |
Virgin America | 0,7 | 43 |
(БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)