24 декабря 2012 г. Высший хозсуд Украины оставил в силе решение суда первой инстанции от 03.08.2012 г. о расторжении договора совместной деятельности между Ильичевским МТП и ООО “Феррум Плюс”.

Этот договор был подписан в феврале 2003 г. с целью создания и эксплуатации на причале №10 специализированного комплекса для переработки импортных руд цветных металлов. Действие договора заканчивается 1 апреля 2013 г., а основным акционером ООО “Феррум Плюс” является компания “Совфрахт” РФ. Вкладом инвестора стал перегрузочный комплекс, а по условиям договора, управление совместной деятельностью было возложено на порт.

Базовым для объемов был принят 2003 г., с обязательством ежегодного роста на 6% . Объем перевалки в 2003 г. составил 397,5 тыс. т, в 2004 -2007 гг. составлял от 866 тыс. т до 982 тыс. т. Лучший результат был показан в 2008 г. – 1427,4 тыс. т, наихудший в 2009 г. – 111,5 тыс. т. После кризиса ситуация пошла на поправку: 2010 г. – 627 тыс. т, 2011 г. – 795 тыс. т.

Однако, уже начале 2012 г. ситуация выглядела попросту абсурдной. Инвесторы предлагали порту дополнительные объемы грузов, а администрация ИМТП эти предложения попросту не принимали. В результате, по итогам первого квартала, совместная деятельность становится убыточной. После чего порт, управляющий этим процессом, подает иск в суд на расторжение договора о совместной деятельности. И уже, 3 августа 2012 г. Хозсуд Одесской области принимает решение о расторжении договора. 6 сентября это решение оставляет в силе апелляционный суд, а 24 декабря Высший хозсуд.

Причем, в качестве обоснования для подобного решения, со стороны ИМТП были приведены данные по падению объемов и убыточности якобы за 2011 г. Хотя в материалах дела они датированы 2009 г. По условиям договора в 2009 г. прибыль от СД должна была составить 1323 тыс. грн. (по факту – 127,8 тыс. грн.), в 2011 г. при плане в 1458,6 тыс. грн., фактически – 3977,1 тыс. грн.

Решения судов основаны и на других сомнительных аргументах. Не учли даже то, что инвесторы предлагали вложить $42 млн. в развитие терминала с доведением его мощности до 5 млн. т в год. Но, и от этого предложения администрация ИМТП попросту отказалась. Одесские суды всегда отличались оригинальными подходами при рассмотрении хозяйственных споров, но, чтобы перепутать данные 2009 г. и 2011 г. – это, пожалуй слишком, даже для Одессы.

По сути, произошла подмена фактов. Порт, будучи управляющей стороной совместной деятельности, сам спровоцировал ухудшение ситуации, но обвинил в этом инвестора. Впрочем, подобное решение ВХСВУ прогнозировалось еще два месяца назад. А, данное решение, скорее всего, станет еще одним поводом для скандала на тему – “привлекательность инвестиционного климата Украины”.

18 октября 2012 г. был подписан протокол о намерениях между Ильичевским МТП и компанией Cargill о строительстве зернового терминала мощностью 4,5 млн. т. И, разумеется, именно на причале №10, где работал “Феррум Плюс”.

Получается, что договор на тот момент еще не был расторгнут, но уже было пописано соглашение с другой компанией. Как отметил по этому поводу начальник порта Александр Григорашенко: “Подписание протокола о намерения с компанией “Cargill” – это большой шаг для порта и большой шаг для страны. Это четкий сигнал любым международным инвесторам вкладывать средства в украинские порты”.

Интересно, что для “Совфрахта” нынешняя ситуация – это уже второй “четкий сигнал”. В прошлом году была прекращена совместная деятельность по стафировке контейнеров (ДП “МВ” с инвестициями “Совфрахта”). Как нам стало известно, начальник порта А. Григорашенко предложил прекратить действие этого договора, а взамен пообещал более выгодное для обеих сторон соглашение на условиях аренды. Но после того как договор был расторгнут, начальник порта передумал. К сожалению, в транспортных компаниях, работающих с Ильичевским МТП подтверждают, что подобный стиль поведения руководства порта ощутил на себе не только “Совфрахт”.

Впрочем, ситуация с “Феррум Плюс” демонстрирует, что если раньше в торговых портах Украины неугодных инвесторов просто выживали, то теперь власти умудрились столкнуть лбами, известные во всем мире российскую и американскую компании. Но, не факт, что Cargill реализует этот проект в Ильичевске. Во-первых, репутация компании уже пострадала из-за вышеописанных событий, а во-вторых американцы уже два года не могут начать строить терминал в ИМТП и нет гарантий, что это произойдет после очередного протокола о намерениях. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)