Постоянный рост цен на горюче-смазочные и другие расходные материалы для железной дороги, наряду с отсутствием индексаций тарифов на грузовые перевозки, снижает доходность железнодорожного транспорта, уменьшает отчисления в госбюджет, ограничивает возможности отрасли по обновлению подвижного состава, модернизации инфраструктуры и выполнения социальной миссии железных дорог.
Как сообщает пресс-служба “Укрзализныци”, в течение 2009 г., 2010 г. и 2012 г. индексация тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом практически не осуществлялась. Только в 2011 г. в соответствии с решением правительства Украины состоялась индексация тарифов (на 24%), однако по сравнению с повышением цен на расходные материалы за тот же период – этого недостаточно. Таким образом железнодорожный транспорт – единственная отрасль, которая искусственно продолжает функционировать в нерыночных условиях.
В 2012 г., по сравнению с декабрем 2008 г. цены на электроэнергию выросли на 67,4%, дизельное топливо – на 210%. Возросли расходы и на другую продукцию для нужд железнодорожной отрасли, в частности крестовины – на 92%, накладки – на 89%, подложки – на 84%, катанку – на 83%, рамные рельсы – на 82%, сталь – на 81% , стрелочные переводы – на 75%, рельсы Р65 – на 63%, балка надрессорная – на 53%, колодки тормозные – от 53% до 87%.
В декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. рост цен составил: стрелочные переводы – 12,5%, крестовины – 20%, рамные рельсы – 20%, накладки – 32,4%, рельсы Р65 – 15,7%, реечное скрепления – 20%, дизельное топливо – 4%, электроэнергия – 7%.
Железная дорога требует значительных средств на ремонт и обновление собственных основных фондов. Сейчас физический износ основных фондов железнодорожной отрасли составляет почти 90%, в том числе тяговый подвижной состав – 94%, грузовые вагоны – 83%, путевое хозяйство – 84,6%. Ремонт подвижного состава и инфраструктуры требует постоянных значительных финансовых ресурсов.
Кроме этого, железнодорожный транспорт несет значительную социальную нагрузку через осуществление пригородных и внутренних пассажирских перевозок по социально доступным ценам. Железнодорожники беспрекословно и безусловно перевозят льготные категории граждан, которые определены действующим законодательством Украины, получая компенсаций за такие перевозки не более 50%.
Только в 2012 г. железной дороги недополучили 2 млрд. грн. из-за отсутствия запланированной индексации тарифов на грузовые перевозки.
Перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых в 2012 г. на уровне 7 млрд. грн., В 2013 г. прогнозируется 7,4 млрд. грн.
Железнодорожная отрасль также несет значительную налоговую нагрузку. В трудных финансовых условиях уплата текущих платежей в бюджеты всех уровней и государственных целевых фондов железными дорогами Украины осуществляется своевременно и в полном объеме. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)