Стремление сократить с 2015 г. содержание серы в судовом топливе может, в конечном итоге, привести к увеличению выбросов углекислого газа и потере 2 тыс. рабочих мест в Европе. Об этом говорится в докладе экспертной компании AMEC Environment & Infrastructure UK Ltd., подготовленном и опубликованном по заказу палаты судоходства Великобритании.
Хотя Палата судоходства Великобритании и судоходные компании принципиально согласны с необходимостью сокращения выбросов серы с судов, у них вызывает озабоченность та поспешность, с которой пытаются добиться нужных показателей.
Одними из ключевых последствий этого шага могут быть: повышение количества грузовых перевозок автомобильным транспортом вместо морских перевозок, что приведет к увеличению выбросов углекислого газа и пробкам на дорогах; сокращение до 2000 рабочих мест в компаниях, занятых в сфере проектирования судов, судоходства, поставках питания, обслуживания и в других областях; повышение стоимости дизельного топлива для автотранспорта до 2,8 фунтов за литр; значительный рост (в некоторых случаях до 29%) стоимости пассажирских билетов и перевозки контейнерных грузов.
Палата судоходства Великобритании отмечает, что корень проблемы заключается в экономической и экологической цене, которую придется заплатить за низкосернистое топливо. Для морских судов существуют три варианта: использовать топливо с низким содержанием серы, которое будет стоить не менее $300/т – больше, чем текущая цена на мазут; установить так называемые скрубберы, что, однако, не гарантирует судовладельцам достижение требуемого уровня содержания серы в топливе, обязательного с 2015 г.; использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве судового топлива (мера осуществимая, по мнению авторов доклада, но неподходящая для большинства существующих судов Великобритании).
Для тех, кто не сможет использовать газовое топливо или не будет готов вкладывать средства в пока еще негарантированные технологии очистки топлива (скрубберы), последствия введения жестких мер по ограничению серы в топливе могут быть огромными. Для того чтобы справиться с общим ростом себестоимости, операторы морских линий вокруг Великобритании вынуждены будут увеличить цены на билеты до 20% для пассажиров и до 29% для перевозки грузов.
Это поставит под вопрос дальнейшую судьбу некоторых судоходных маршрутов. В свою очередь, это повлечет сокращение более 2000 рабочих мест в индустрии, связанной с деятельностью этих линейных сервисов – как в Великобритании, так и в Европе.
В свою очередь закрытие нескольких морских судоходных линий отразится на всем секторе, так как стоимость перемещения товаров возрастет в разы. Это сделает экономику Великобританию менее конкурентоспособной, страну – слишком дорогой для размещения там международных компаний.
Повышение цен на перевозку пассажиров и грузов, в свою очередь, может привести к значительному сдвигу в сторону каботажных и сухопутных перевозок. Это соответственно приведет к увеличению выбросов, но теперь уже углерода с автомобильного транспорта.
Также затраты энергии на процесс переработки для создания низкосернистого топлива, работа скрубберов на борту судов будут повышать уровень выбросов углеводородов.
Согласно Приложения VI MARPOL, в специфической зоне SECA (включающей Балтийское и Северное моря и пролив Ла-Манш) с 1 января 2015 г. допустимым считается уровень содержания серы в выбросах не более 0,1%. (PortNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)