Транспорт Украины и мира

Мировой рынок: расширение Панамского канала и новые возможности для бизнеса

Панамский канал, который в скором времени будет отмечать 100-летний юбилей (в 1914 г. через него прошло первое судно; в 1920 г. состоялось официальное открытие), принял за истекшее время примерно 1 млн. судов. Через этот водный  путь проследовали грузы, на долю которых пришлось 5% мирового товарооборота. Реализация инициатив по расширению канала (общая стоимость соответствующих работ оценивается в $5,25 млрд.) позволит принимать суда – танкеры, балкеры, контейнеровозы и др. – большего водоизмещения. Пока же типы судов, которые вписываются в габариты, пригодные для Панамского канала, получили название “Panamax”. По отношению к остальным используется термин “PostPanamax”. 

Как ожидается, в результате реализации намеченных инициатив пропускная способность канала должна вырасти в два раза. Предусматривается строительство двух комплексов шлюзов – по одному на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях, углубление навигационных каналов, подъем максимального операционного уровня оз. Гатун и осуществление некоторых других планов.

Крупным пользователем канала в настоящее время является Китай, причем его роль в этом качестве усиливается. Однако безусловным лидером остаются США: на них приходится основная часть перевозок, осуществляемых по Панамскому каналу. Крупные выгоды от его функционирования после расширения намерены извлечь именно американские компании.

Как сообщает “New York Times”, в сложившейся обстановке администрация Б. Обамы в ускоренном режиме рассматривает проекты осуществления дноуглубительных работ в портовых гаванях и развития портовой инфраструктуры в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, в городах Чарлстон, Саванна, Джэксонвилл и  Майами. Многие порты намерены включиться в борьбу за долю в рыночном сегменте по обслуживанию судов, проходящих через подвергшийся расширению Панамский канал. Крупные суда, включенные в категорию “PostPanamax” и даже “SuperPostPanamax”, уже в широких масштабах эксплуатируются по всему миру. На их долю приходится 16% всего контейнерного флота и 45% его мощности. Число таких судов в ближайшие 20 лет значительно возрастет.

В соперничестве, которое с 2006 г. сильно обострилось, уже выявились некоторые лидеры. Норфолк (шт. Виргиния) готов принимать крупные контейнеровозы. Нью-Йорк намерен “отвоевать” свою долю на соответствующем рынке после проведения дноуглубительных работ, начатых 13 лет назад. Почти все порты сталкиваются с проблемами и необходимостью значительных расходов. Трудности не обошли стороной и Управление портов Нью-Йорка и Нью-Джерси, которое планирует направить на модернизацию портового хозяйства и реализацию сопутствующих проектов $1 млрд. В частности, намечается реконструировать Байоннский мост с тем, чтобы обеспечить возможности для прохода крупнотоннажных судов, идущих в направлении Ньюарка и Элизабет (шт. Нью-Джерси).

Для Балтимора проблемным участком остается “Howard Street Tunnel”, через который должны проходить следующие в порт железнодорожные составы. Тоннель слишком мал, чтобы пропускать двухуровневые платформы, предназначенные для перевозки стандартных контейнеров и все шире используемые на  железнодорожном транспорте. Компания “CSX”, занимающаяся перевозками по железным дорогам, объявила о возможности использования своего варианта решения проблемы, который сопряжен с расходами в сотни миллионов долларов. Из порта будут отправляться составы, которые смогут проходить через тоннель, а затем доукомплектовываться в специально созданной на другом конце тоннеля  складской зоне.

Майами направляет $2 млрд. на модернизацию своего портового хозяйства и, в частности, на осуществление дноуглубительных работ. Данный проект в апреле 2012 г. был одобрен “Army Corps of Engineers”. По заказу муниципальных властей строится специальный тоннель стоимостью $1 млрд. в расчете на обеспечение надежного сообщения между портом и автодорожной сетью, обслуживающей перевозки между штатами.

В Саванне реализуется проект стоимостью $652 млн., предусматривающий проведение работ по обустройству портовой гавани в соответствии с требованиями ближайшего будущего. Законодатели Южной Каролины выделили $300 млн. на аналогичные цели в Чарлстоне.

Крупные суда, принимаемые портами на Атлантическом побережье США, следуют не только по маршрутам, проходящим через Панамский канал. Морской транспорт из стран Юго-Восточной Азии широко использует Суэцкий канал и далее идет в атлантические порты США. Еще одно значимое направление – “восточные порты Южной Америки – США”. Масштабные работы, развернувшиеся в портовом хозяйстве этой страны, рассчитаны на активизацию бизнеса и на этих направлениях.

В таких условиях большое внимание уделяется оценке реального выигрыша от расширения торговли в связи с новыми пропускными возможностями Панамского канала. Стоимость перевозок водным транспортом ниже, чем наземными видами транспорта, в частности, благодаря экономии за счет масштабов перевозок. Эффект достигается вследствие возможности увеличить число контейнеров, перевозимых на крупнотоннажных судах-контейнеровозах. Маршруты, проходящие через канал, позволят сэкономить на транспортных расходах при доставке контейнеризированных грузов на восточное побережье США и далее в штаты Среднего Запада.

Торговые потоки в регионе должны вырасти и вследствие вступления в силу Соглашения о свободной торговле между США и Панамой. Уже на начальном этапе ликвидируются ввозные пошлины почти на половину американского экспорта сельскохозяйственной продукции в Панаму (в том числе на пшеницу, ячмень, соя-бобы, высококачественную говядину, бекон и почти на все фрукты и овощи). Ранее средний уровень таможенного обложения продукции аграрного сектора составлял 15%, в отдельных случаях таможенные тарифы достигали 260%.

В большем выигрыше останутся американские производители строительной техники (в частности, фирма “Caterpillar”), рассчитывающие на расширение поставок в связи с реализацией инфраструктурных проектов в быстроразвивающейся Панаме, например, на участие в сооружении метро (стоимость проекта – $1,8 млрд.). Американский бизнес намеревается компенсировать те потери, которые возникли в связи с затягиванием утверждения проекта соглашения. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)

 

Exit mobile version