Транспорт Украины и мира

Украина: ГП «Одесский морской торговый порт» (ОМТП) предлагает возродить свободные экономические зоны

Госпредприятие “Одесский морской торговый порт” (ОМТП) инициирует воссоздание свободных экономических зон (СЭЗ).

Как сообщила пресс-служба порта, речь об этом шла в ходе круглого стола 14 марта на тему “Свободные экономические зоны – перспективы для Одесской области”.

По словам народного депутата Украины Сергея Гриневецкого, в конце 1990-х годов на территории Одесской области были созданы “точечные” СЭЗ – в Одесском порту (“Порто франко”) и в порту Рени. “Как человек, стоявший у истоков создания СЭЗ, могу сказать, насколько сложным был этот процесс. Столичная власть ревностно относилась к появлению региональных островков экономического развития, не подконтрольных центру. В результате деятельность СЭЗ была заморожена. Думаю, если бы они продолжали существовать до начала мирового экономического кризиса, то это позволило бы смягчить его влияние на отечественную экономику”, – сказал он.

В свою очередь начальник Одесского порта Юрий Васьков отметил, что порт в течение многих лет убеждает органы власти разных уровней в необходимости уделять серьезное внимание развитию специальных или свободных зон. “Привлечение инвестиций всегда было основной задачей администрации Одесского порта. За последние 15 лет суммарный объем частных вложений в развитие предприятия составил более $300 млн. В 2000 г. создание СЭЗ “Порто франко” дало возможность инвесторам понять, что можно и нужно инвестировать в портовую инфраструктуру Украины”, – сказал он.

По словам Васькова СЭЗ “Порто франко” является наименьшей (площадь 4 га) из всех свободных зон, но в то же время эффективной. “Реализовано пять инвестиционных проектов общей стоимостью $26,9 млн. К сожалению, СЭЗ в Одесском порту просуществовала всего три года (2000-2003 гг.). Для инвесторов неоднократно менялись правила игры, что недопустимо с точки зрения международного опыта. Сначала была изменена процедура согласования договоров, потом в 2005 г. и вовсе были отменены льготы”, – цитируется в сообщении Ю. Васьков.

По его словам, несмотря на это, объем инвестированных средств в рамках СЭЗ составил почти $60 млн., при этом льготы субъектов СЭЗ составили всего 19 млн. грн., а отчисления в госбюджет – почти 250 млн. грн., и на сегодняшний день несмотря на отмену льгот, на предприятиях свободной экономической зоны функционируют около 700 рабочих мест.

По словам Ю. Васькова, Одесский порт инициировал проект закона о воссоздании СЭЗ. Поскольку нынешняя территория СЭЗ “Порто франко” себя исчерпала, начальник ОМТП предложил расширить ее за счет 19 га намытых площадей Карантинного мола и депрессивной территории на окраине Одессы.

По итогам обсуждения проблемы были приняты рекомендации для возрождения СЭЗ в Одесском регионе, и кроме этого, по предложению Гриневецкого, будет направлен депутатский запрос на имя президента Украины Виктора Януковича, чтобы вопросы возрождения СЭЗ были взяты под его личный контроль. (Укррудпром/Транспорт в Украине, СНГ, мире)

Exit mobile version