В правительстве не смогли найти денег на реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах Одессы и Днепропетровска, решив возложить эти затраты на инвесторов. Эксперты считают такую программу нереализуемой – сейчас инвесторы неохотно вкладывают в развитие инфраструктуры, пишет “КоммерсантЪ-Украина”.

Украина не будет инвестировать бюджетные деньги в реконструкцию взлетно-посадочных полос (ВПП) в региональных аэропортах, сказано в опубликованной вчера госпрограмме активизации развития экономики на 2013-2014 гг. Документ предусматривает финансирование реконструкции за счет негосударственных источников – средств частных инвесторов или кредитов, привлеченных под госгарантии.

В правительстве ожидают, что за два года в развитие аэропортов будет инвестировано более 7 млрд. грн., в том числе в реконструкцию взлетно-посадочных полос в Одесском аэропорту – 1,68 млрд. грн., в Днепропетровском – 1,41 млрд. грн.

Это решение удивило экспертов. “Нигде, по крайней мере в Восточной Европе, вы не найдете подобного примера частных инвестиций во взлетно-посадочные комплексы, – говорит экс-министр инфраструктуры Борис Колесников. – Это стратегический объект, и он должен контролироваться государством”. По словам председателя ассоциации “Аэропорты Украины” Анатолия Троценко, позиция правительства идет также вразрез с готовящейся концепцией госпрограммы развития аэропортов. “Там мы отстояли свою позицию относительно того, чтобы ВПП финансировались из госбюджета. Но к разработке правительственного документа нас не привлекали”, – отмечает эксперт.

Получить комментарии от министра инфраструктуры Владимира Козака и его первого заместителя Константина Ефименко не удалось. Однако источник в администрации президента (АП) поясняет смену планов отсутствием бюджетных средств. “Госпрограмма активизации развития экономики оказалась весьма затратным документом, и 3 млрд. грн. на ВПП просто негде взять”, – рассказывает чиновник.

Частные инвесторы не торопятся вкладывать в развитие аэропортов в стране. Одесским аэропортом на сегодняшний день управляет малоизвестная компания Odessa Airport Development, которую участники рынка связывают с местным бизнесменом Борисом Кауфманом и его партнером по бизнесу Александром Грановским. В 2011 г. она получила в управление аэропортовый комплекс в обмен на обещания построить новый терминал и удлинить взлетно-посадочную полосу. Однако позже компания отказалась инвестировать в полосу, а работы по строительству терминала начались лишь в прошлом году. Днепропетровский аэропорт в 2009 г. достался аффилированной с совладельцем “ПриватБанка” Игорем Коломойским компании “Галтера” вместе с контрольным пакетом авиакомпании “Днеправиа” за $7,4 млн. По условиям конкурса новый собственник должен был, в частности, построить новую ВПП длиной 3,26 км, однако работы не завершены. “Такие инвестиции для частной компании просто неоправданны, к существенному росту пассажиропотока они не приведут, ведь авиаполеты для украинцев все еще являются роскошью”, – поясняет источник. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)