Залогом успеха реформы портовой отрасли в Украине является специализация портов, создание региональных кластеров, а также увеличение количества предоставляемых услуг, помимо перевалки грузов. Такое мнение, как передает “Интерфакс-Украина”, высказала в ходе обсуждения проекта Стратегии развития морских портов Украины принципал компании Roland Berger Strategy Consultants Мария Михайленко.
По ее словам, конкурируя с активно развивающимися портами России, Румынии и Турции, украинским портам важно не конкурировать между собой внутри страны. Для этого эксперты, консультирующие Министерство инфраструктуры в подготовке отраслевой реформы, предлагают ориентировать порты на грузопотоки, традиционно сложившиеся в регионе. Например, для Мариуполя, отметила Михайленко, это – уголь, железнорудное сырье и металлопродукция. При этом, как считает эксперт, в предпортовой зоне должен сформироваться мощный комплекс, позволяющий максимально перерабатывать грузы.
“Это может быть переработкой первых уровней, а может быть и переработкой дальних переделов. Если мы наблюдаем за тем, что происходит в России, там фактически формируется кластер. Фактически, построили с чистого листа порт Усть-Луга и после этого в предпортовой зоне, на территории в две тысячи гектаров спланировали комплексы. В случае с Украиной мы также можем говорить о необходимости кластеризации, поскольку это позволит снизить и внутреннюю конкуренцию”, – уверена Михайленко.
По ее мнению, несмотря на серьезное отставание от конкурентов по черноморскому региону, Украина все же имеет ряд преимуществ, прежде всего, таких, как удобное расположение портов именно это может привлечь грузоотправителя, если создать для него удобную цепочку. “Он смотрит на время движения, таможню, связку по модальности, сколько времени занимает перевалка, скажем, на более мелкие суда. И реформа в Украине позволит разделить процессы: инвестор будет заниматься грузопотоками, а государство развитием инфраструктуры и самым важным: связкой между министерствами, чтобы таможня дороги и прочее работали эффективно, все узкие места были “расшиты”. А грузопоток придет”, – подчеркнула представитель Roland Berger.
Что же касается привлечения новых грузопотоков, то, уверена Михайленко, единственный потенциальный грузопоток, который Украина можно полностью на себя забрать – это трансъевропейский транспортный коридор TRACEКA. “Проект в большей степени политический, но каким-то образом грузы с Кавказа должны двигаться в Европу, и в перспективе все может получиться. Украине нужно лоббировать свой интерес, поскольку есть вопрос, куда грузопоток приземлится: в Констанцу, Варну или наши порты”, – заключила эксперт. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)