Министерство инфраструктуры и “Укравтодор” изучают эффективность внедрения в Украине электронной системы взимания платы с большегрузных транспортных средств для компенсации ущерба, нанесенного автомобильным дорогам общего пользования государственного значения. Такая практика успешно действует в странах Европы. Например, в Швейцарии с 2001 г. 0,23 евро/км дорог уплачивают грузовики массой 12 т, а транспортные средства весом 44 т – 1,14 евро/км. В Германии плату за проезд с тяжеловесных грузовиков взимают с 2005 г. и составляет она 0,14-0,29 евро/км. В Польше (с 2011 г.) – 0,05-0,13 евро/км. В 2014 г. система сбора платы для компенсации ущерба, причиненного проездом тяжеловесных транспортных средств автомобильным дорогам, введет также Россия. В Украине подобная плата вообще не взимается.

Проезд тяжеловесных грузовиков по дорогам, построенным 30-50 лет назад, – среди причин интенсивного разрушения дорожных покрытий в последние годы. Построенные в советское время автодороги, которые проектировались под погрузку 6 т на ось, на сегодня из-за интенсивного движения и гораздо большей загруженности, потеряли несущую способность. “Наши дороги помнят еще колеса “Запорожца” первой модели. С тех пор качественно изменился как грузовой так и легковой транспорт. А характеристики дорог остались теми же”, – отметил министр инфраструктуры Украины Владимир Козак во время своего выступления на Коллегии Мининфраструктуры, которая состоялась 5 апреля.

Поэтому учитывая международный опыт и для надлежащего содержания эксплуатационного состояния дорог Мининфраструктуры рассматривает возможность ввести обязательное взимание платы с большегрузных транспортных средств для компенсации ущерба, причиненного проездом дорогами общего пользования государственного значения.

Для такого нововведения планируется разработать изменения в законодательство, которыми будет установлен порядок взыскания такой платы, ее размер, перечень платных дорог, введение штрафа, а перевозчики должны будут установить на такие транспортные соответствующие бортовые приборы.

Министр инфраструктуры отметил, что взимать плату с транспортных средств за проезд планируется исключительно с тяжеловесных автомобилей, которые будут следовать по нововыстроенным или отремонтированным дорогам. “Плата для автомобилей массой свыше 12 т должна быть лишь за движение по новым или отремонтированным дорогам и при существовании альтернативных маршрутов”, – отметил Владимир Козак. По его словам, для контроля за проездом таких грузовиков планируется ввести специальную систему с использованием технологии GPS. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)