За последние 10 лет спрос на воздушные транспортные услуги в Турции сильно возрос. Пассажирские авиаперевозки увеличились за этот период на 200% и в ближайшие годы, согласно прогнозам, будут расти еще более высокими темпами. В стране много современных аэропортов для международных и внутренних рейсов. Наиболее крупными международными аэропортами являются Ататюрк (в Стамбуле), Анталья-Эсенбога (в Анкаре) и Аднан-Мендерес (в Измире). В дополнение к уже имеющимся 46 аэропортам планируется построить новые в городах Бингол, Игдир, Хаккари Юксекова, Ширнак, Кютахья-Афьон-Ушак, Стамбул и Диярбакыр. Затраты на модернизацию старых и сооружение новых аэропортов оцениваются примерно в 4 млрд. т. л.

Перевозки пассажиров на внутренних воздушных маршрутах Турции возросли за последние 10 лет на 372%, а на международных – на 77%. Этому в значительной степени содействовало стратегическое географическое положение страны.

Турция входит в Европейскую ассоциацию аэропортов (“European Airports Association”), которая аккумулирует средства ее членов на модернизацию аэропортового оборудования и таким образом облегчает для них решение этой задачи. Главное управление государственных аэропортов Турции (“DHMI”) обновляет их оборудование и компьютерное обеспечение каждые три-четыре года, стараясь идти в ногу с техническим прогрессом.

Около 40% всех воздушных перевозок Турции осуществляется через аэропорт Ататюрк, который получает до 40% всех средств, выделяемых фондом “DHMI” на покрытие операционных расходов аэропортов, или $200 млн. в год. В модернизацию аэропортового хозяйства страны управление инвестировало $2,5 млрд. из собственных средств и $1,7 млрд. планирует вложить посредством заключения контрактов на условиях “BOT” (“build, operate, transfer”). В настоящее время с помощью таких контрактов “DHMI” финансирует  капиталовложения в аэропорты Зафер и Чукурова, а в ближайшие три года перейдет в основном на инвестиции по схеме государственно-частного партнерства (через международные торги).

Уже начаты работы по сооружению третьего аэропорта в Стамбуле, который сможет на начальной стадии обслуживать до 80-90 млн. пассажиров в год. Первоначальные инвестиции в данный проект оцениваются в 4-5 млрд. евро, а участвовать в его осуществлении уже изъявили компании из ФРГ, КНР, Франции, Катара, Дубая и Японии.

Работой большинства неприватизированных аэропортовых терминалов в Турции управляет “DHMI”, а частные терминалы находятся в ведении компаний “TAV”, “Limak Group”, “ATM Consortium”, “IC Holding”.

Крупнейшей авиатранспортной компанией Турции является “Turkish Airlines” (“THY”), оборот которой в последние несколько лет возрастал ежегодно в среднем на 11%. Располагая 180 самолетами, она перевезла в 2011 г. 32,6 млн. пассажиров и выполняла рейсы по 149 международным и 40 внутренним маршрутам (в 2003 г. общее число маршрутов равнялось 104). Из одного аэропорта “THY” осуществляет больше беспосадочных рейсов, чем любая другая авиатранспортная компания, базирующаяся в Европе или на Ближнем и Среднем Востоке. “THY” имеет 7 дочерних летных подразделений, включая малобюджетных перевозчиков, а также предприятия, которые оказывают различные наземные услуги, в том числе по ремонту авиационного оборудования, хранению топлива и дозаправке.

Второй по величине авиатранспортной компанией Турции считается “Pegasus Airlines”, которая с помощью инвестиций, равных $3,2 млрд., смогла увеличить свою долю на турецком рынке пассажирских перевозок до 24% (или 11,3 млн. человек). Компания относится к категории частных малобюджетных перевозчиков и к 2015 г. планирует приобрести еще 10 самолетов.

Пассажирские авиаперевозки в Турции осуществляют также частные фирмы “Atlasjet”, “Borajet”, “Corendon Airlines”, “Freebird Airlines”, “Izair”, “Onur Air”, “Seabird”, “Sky Airlines” и “Tailwind Airlines”, а на грузовых специализируются “MNG Airlines”, “ULS Airlines Cargo” и “Orbit Express Airlines”.

По оценке Министерства торговли США, базирующейся на его собственных исследованиях и сведениях, полученных от представителей частного и государственного секторов Турции, емкость турецкого рынка гражданских самолетов и частей в 2012 г. превысила $4 млрд., что видно из приводимых ниже данных (млн. $):

2010 г. 2011 г. 2012 г.* 2013 г.**
Производство 342 412 610 670
Экспорт 294 344 512 563
Импорт 3156 3932 4000 4400
   Из США 2134 2463 2500 2750
Видимое потребление 3204 4000 4098 4507

* – оценка; ** – прогноз.

Собственное производство самолетов и частей в Турции очень незначительно, что предопределяет сильную зависимость от импорта. Закупка более 60% запчастей по импорту осуществляется из США. Крупными поставщиками авиационного оборудования на турецкий рынок являются также Европа и Япония, а в последнее время повышенный интерес к нему проявляют и южнокорейские фирмы. Иностранные компании видят большие возможности для продаж на этом рынке бортового электронного оборудования, оборудования безопасности, механических, радарных, навигационных и информационных систем, необходимых для строительства новых и реконструкции старых терминалов аэропортов. Привлекают их и возможные контракты на послепродажное обслуживание.

В ноябре 2011 г. правительство Турции учредило в рамках Министерства транспорта Управление космических технологий, которое станет впоследствии Турецким космическим агентством. В настоящее время в стране осуществляются программы, в соответствии с которыми в 2012-2020 гг. на орбиту будет выведено 17 спутников. Прогнозируется, что общая сумма соответствующих контрактов в ближайшие пять лет составит около $2 млрд.

Турция рассчитывает стать узловым центром техобслуживания авиационного оборудования в регионе, включающем Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и Кавказ. Цены, взимаемые ее компаниями за эти услуги, ниже тех, которые устанавливают действующие в данном регионе ремонтные центры ФРГ, Франции, Великобритании и Сингапура.

Ведущей компанией Турции в сфере технического обслуживания самолетов является “Turkish Technic”, базирующаяся в аэропорту Ататюрк и имеющая более 3 тыс. занятых. Компания может осуществлять сложный ремонт корпусов, капитальный ремонт двигателей и шасси, а также ремонтировать свыше 4 тыс. видов компонентов ЛА “Boeing” и “Airbus”. Кроме “Turkish Technic”, указанную отрасль представляют фирмы “Pratt & Whitney – Turkish Technic”, “Goodrich – Turkish Technic” и “MyTechnic”.

В настоящее время “Turkish Technic” работает над проектом “HABOM”, целью которого является создание крупного центра технического обслуживания в аэропорту Сабины-Гекчен. Предполагается, что оборот этого центра достигнет к 2020 г. $1 млрд. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)