Транспортное лобби сумело убедить Мининфраструктуры дать дополнительное время на переоборудование автобусов в соответствии с европейскими нормами безопасности. Как пишет “КоммерсантЪ”, в ходе согласования законопроекта “Об автомобильном транспорте” в нем появился пункт о том, что установка тахографов, ограничителей скорости и ремней безопасности будет обязательной через 1-2 года после вступления закона в силу. Инициатором этих поправок выступила Всеукраинская ассоциация автомобильного транспорта.

Новый закон “Об автомобильном транспорте” может быть принят с существенными поправками в части безопасности автомобильного движения. Последняя редакция законопроекта содержит норму об отсрочке введения правил по усилению мер безопасности перевозок пассажирским и грузовым автотранспортом. В автобусах ремни безопасности появятся через год после вступления закона в силу, а ограничители скорости должны быть установлены через два года. Эти поправки предложила внести Всеукраинская ассоциация автомобильного транспорта (ВААП). В Министерстве инфраструктуры не полностью учли замечания ассоциации: ВААП просила отложить внедрение ремней, тахографов и ограничителей на два года. Львовская областная организация работодателей в сфере транспорта и вовсе добивалась отсрочки на три года.

Сейчас документ проходит стадию обсуждения в различных органах власти и общественных организациях, после чего его передадут в Кабмин, а затем – в Верховную раду. Принять законопроект планируется до конца лета – это предусмотрено в национальном плане действий на 2013 г. по внедрению программы экономических реформ президента Виктора Януковича на 2010-2014 гг.

Согласно первоначальному тексту законопроекта, ремнями безопасности пассажиров и водителя следует оборудовать все автобусы, кроме работающих на городских и пригородных маршрутах. Устройства ограничения скорости должны быть у грузовых автомобилей (с полной массой свыше 3,5 т и датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 г.), автобусов (с датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 г.) и автобусов специализированного назначения, предназначенных для перевозки школьников. Благодаря этим устройствам максимальная скорость грузовых автомобилей не будет превышать 90 км/ч, автобусов – 100 км/ч, а автобусов для перевозки школьников – 70 км/ч. Тахографы (устройства для контроля и регистрации скорости движения, пробега автомобиля, периодов труда и отдыха экипажа) должны быть у перевозчиков, работающих на нерегулярных и регулярных специальных пассажирских маршрутах, а также на регулярных пассажирских междугородных автобусных маршрутах протяженностью 50 км и более. Грузовикам нужно иметь тахографы в случае перевозки опасных грузов, а также грузов полной массой от 3 т. В законе необходимо предусмотреть ответственность за невыполнение правил безопасности.

Предусмотренные законопроектом правила безопасности скопированы из норм, принятых в Евросоюзе. Смягчить их пытались не только в ВААП. Например, Мининфраструктуры отклонило просьбу профильного комитета Верховной рады исключить требование оборудовать тахографами автобусы, выполняющие нерегулярные и специальные регулярные пассажирские перевозки.

В ВААП утверждают, что поддерживают инициативу министерства, но выполнить требования закона без отсрочки невозможно. “Во-первых, перевозчики эксплуатируют довольно много старого транспорта, оснастить который тахографами и прочим оборудованием довольно сложно. А во-вторых, автотранспортная отрасль находится в упадке: многие предприятия убыточны и попросту не найдут средств на переоснащение”, – объяснил президент ВААП и глава подкомитета по вопросам автотранспорта комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря (Партия регионов).

Назвать сумму, необходимую отрасли для закупки средств безопасности, Шкиря не смог. Но переоборудование автопарка обойдется компаниям действительно недешево. Стоимость тахографа составляет около 6,5-11 тыс. грн., комплекта ремней безопасности – 5-10 тыс. грн. Вице-президент ВААП Владимир Вакуленко оценивал общий автобусный парк в Украине в 56-60 тыс. единиц. Около 35% из них – старые автобусы наподобие ЛАЗа, которые невозможно переоборудовать в соответствии с правилами.

Если предложения ВААП не будут учтены Министерством инфраструктуры в окончательном варианте документа, ассоциация будет добиваться изменения закона в Верховной раде, обещает Игорь Шкиря. “Вопрос безопасности очень важен для нас, но, думаю, закон должен предусматривать отсрочку от 24 до 36 месяцев, чтобы все успели выполнить его требования”, – заявил глава парламентского комитета по вопросам транспорта и связи Борис Колесников. Но координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава считает, что откладывать введение этих норм уже некуда: “Игра в отсрочки длится уже порядка 15 лет, и все это время власти шли на компромисс, рискуя безопасностью пассажиров. Но речь ведь не идет о миллиардных инвестициях. Любой перевозчик может их осилить”. По его словам, против ограничителей и тахографов особенно выступают грузовые перевозчики, которые привыкли превышать скорость на трассе. От этого зависит скорость доставки груза и, соответственно, количество рейсов. Кава надеется, что документ поступит в парламент без подобного рода правок. “Во всяком случае новые правила безопасности – это требование президента”, – подчеркивает он. Впрочем, участники рынка признают, что Игорь Шкиря – довольно влиятельный человек в отрасли.

По данным Госавтоинспекции, за 8 месяцев 2012 г. в Украине зарегистрировано 978 ДТП с пострадавшими с участием водителей автобусов всех форм собственности. В этих ДТП погибли 198 человек и 1786 человек травмированы. Основными причинами аварий являются нарушение водителями автобусов правил маневрирования (39,5% всех ДТП), несоблюдение дистанции (20,5%), превышение безопасной скорости движения (15,9%) и нарушение правил проезда перекрестков (6,9%). (Trans-port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)