Динамичное развитие мирового рынка пассажирских авиаперевозок приведет к увеличению спроса в этом сегменте в средней и далекой перспективах. В подтверждение этому – результаты первых дней работы 50-го Международного авиакосмического салона “Ле-Бурже-2013”. Об этом, а также о конкретных тенденциях развития рынка авиаперевозок в Ле-Бурже рассказал директор прогнозирования и исследований концерна Airbus Давид Прево.

“Перелет самолетом стал реальной потребностью, независимо от социального класса – будь то для иммигрантов из Бангладеш, которые работают на строительстве в Дубае, или для немецкого инженера, который направляется в Китай, или же для африканского студента, направляющегося в медицинскую школу в Монпелье”, – отметил Д. Прево. Он убежден: объемы пассажирских авиаперевозок будут увеличиваться и в дальнейшем, что обусловлено многими факторами, в том числе, постепенным экономическим ростом в мире.

Кроме того, современный рынок авиаперевозок во многом обязан увеличению численности среднего класса. По европейским меркам, к среднему классу относится любой человек с дневным доходом $10-100. В 2012 г. на долю среднего класса приходилось 30% мирового населения, через 20 лет он составит 60% человечества, прогнозирует Давид Прево.

По словам эксперта, несмотря на некоторое торможение демографического роста в Европе, США и странах СНГ, этот процесс динамично прогрессирует в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе). Ожидается, что с 746 млн. человек в 2012 г. его доля достигнет 3,4 млрд. человек до 2031 г. “Все эти люди увеличат объем международных перевозок и создадут дополнительный спрос на внутренних авиалиниях, даже если поездка будет непродолжительной”, – отметил эксперт.

Давид Прево считает, что в течение следующих десятилетий концентрация авиатрафика на отдельных популярных маршрутах увеличится. Кроме того, усилится нагрузка на отдельные авиаузлы (“хабы”). По мнению эксперта, урбанизация станет дополнительным фактором влияния на авиаперевозки, поскольку горожане характеризуются тенденцией путешествовать больше, чем жители села.

Исследователи доказали наличие ощутимой корреляции между урбанизацией и количеством поездок на душу населения. Сейчас в мире насчитывается 42 города, которые относятся к категории авиамегаполисив (“хабов”). Они характеризуются потоком, насчитывающим от 10 тыс. пассажиров в сутки. Тройку самых больших авиамегаполисив в 2011 г. возглавил Лондон, за ним – Нью-Йорк и Париж. В 2031 г. ожидается, что на “пьедестале” их потеснит Дубай.

Именно “хабы” охватывают 90% пассажирских перевозок, в течение следующих 20 лет этот показатель может увеличиться до 95%. При этом, авиамегаполисы будут оставаться естественными рынками для широкофюзеляжных авиалайнеров Airbus A380 и Boeing-747-8.

В целом же прогнозируется, что объем рынка авиаперевозок в ближайшие 20 лет увеличится вдвое.

Однако, несмотря на рост спроса на авиаперевозки, открытие новых маршрутов будет оставаться относительно низким: в среднем 4 тыс. к 2031 г. То есть в глобальном измерении прирост составит только 10%. Между тем, предполагается динамическое тенденция увеличения количества рейсов: на 50% между развивающимися регионами, на 30% между странами с развивающейся экономикой и лишь на 20% между развитыми странами.

По мнению Давида Прево, авиакомпании, базирующиеся в перегруженных аэропортах, не смогут получить новые слоты из-за необходимости увеличения пропускной способности существующих линий. Поэтому ожидается рост спроса на новые, большие по вместимости самолеты. “Подобная тенденция наблюдается с 2000 г., когда доля малых среднемагистральных самолетов (А319 или В737-700) составила 56% заказов против 33% для больших самолетов А320 и 11% для еще больших A321. Сегодня же доля заказов на самолеты А319 и В737-700 на 9% меньше доли A320 и А321, которая составляет 76%”, – отметил эксперт.

По словам специалиста, вопросом времени остается создание самолетов на 3-5 тыс. пассажирских мест. “Ответ может быть найден к 2050 г.”, – отметил он. Эксперт добавил, что реальной задачей для авиационной промышленности на ближайшие 20 лет будет оставаться способность взлетно-посадочных полос, насыщенность воздушного пространства и поиск решений, которые позволят оптимально и эффективно управлять этим пространством. (Укринформ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)