Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков (ВААП) совместно с Министерством инфраструктуры Украины разрабатывает механизмы реформирования пассажирских автоперевозок. Об этом сообщил народный депутат Украины, президент ВААП, глава автотранспортного подкомитета Комитета ВР по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря.
Главный шаг в реформировании отрасли – принятие новой редакции Закона Украины “Об автомобильном транспорте”, которую представило Министерство инфраструктуры Украины. “Этот законопроект рождается в непростых условиях. Долгое время находился в “подвешенном состоянии”. С прошлого года к его подготовке подключились две самые крупные ассоциации – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков и возглавляемая мной Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков. Мы нашли консенсус с профильным министерством по большинству позиций и постоянно сотрудничаем в формате рабочих групп. 23 мая проект закона в общем виде Министерство инфраструктуры представило в парламентском подкомитете по вопросам автомобильного транспорта, который я возглавляю”, – отметил Игорь Шкиря.
По словам народного депутата, основная цель законодательной инициативы – упорядочить деятельность автобусных и грузовых перевозок, усилить требования по их безопасности. Для этого планируется обязать перевозчиков оборудовать автобусы тахографами, ограничителями скорости и ремнями безопасности для пассажиров. “Однако по подсчетам нашей Ассоциации из общего автобусного парка в 56-60 тыс. единиц 35% транспорта выпущены еще в прошлом столетии и не могут быть переоборудованы согласно новым требованиям. Собственники новых автопарков должны вложить от 6 до 11 тыс. грн. за тахограф и 5-10 тыс. грн. – комплект ремней безопасности. Учитывая сложную экономическую ситуацию перевозчиков, мы ищем компромисс между самыми жесткими требованиями и их поэтапным введением в действие”, – прокомментировал парламентарий.
По-прежнему первостепенной задачей остается борьба с нелегальными перевозчиками. “В настоящее время 30-40% рынка автоперевозок находится в тени, а государство не получает налогов на миллионы гривен. Отрасль давно требует рыночных преобразований. В планах Ассоциации совместно с Мининфраструктуры провести маркетинговое исследование рынка перевозок, которое поможет установить финансовый объем рынка, размер пассажиропотока, выявить количество нелегальных перевозчиков. Раньше у государства не было желания проводить такую работу, а новое руководство профильного ведомства идет нам навстречу”, – констатировал Игорь Шкиря.
Помимо этого, на законодательном уровне необходимо упорядочить перевозки льготных категорий граждан. “Государство декларирует бесплатный проезд для льготников и теоретическое возмещение перевозчикам этих средств, чего на самом деле практически не происходит. Минсоцполитики, Минэкономики и министерством финансов так и не решен вопрос по внедрению адресной помощи пассажирам-льготникам. Надеюсь, в ближайшее время мы перейдем к рассмотрению этой темы”, – сказал народный депутат.
Еще одно новшество, которое ждет автоперевозчиков, – упорядочение автобусных маршрутов путем создания соответствующего электронного реестра. “Более 20 лет система перевозок в Украине была, мягко говоря, разбалансирована. Количество рейсов на том или ином маршруте увеличивалось бесконтрольно. Часто доходило до абсурда – объем рынка превышали в несколько раз. Поэтому электронная база данных реестра автобусных маршрутов общего пользования крайне необходима. Процесс его разработки и принятия растянулся на несколько лет. Президент Украины Виктор Янукович поручил Министерству инфраструктуры и Укртрансинспекции до октября разработать порядок ведения и внедрить единый электронный реестр автобусных маршрутов. А пока такая система не создана, внутриобластные маршруты согласовывают органы местного самоуправления. Межобластные – Укртрансинспекция. Часто это приводит к тому, что виды перевозок перекрывают один другого. К тому же, иногда непонятна процедура открытия новых маршрутов, а конкурсы на выполнение перевозок проводятся непрозрачно. Единый маршрутный реестр в виде компьютерной системы даст возможность перевозчику принимать активное участие в формировании маршрутной сети. Кроме того, это поможет искоренить “нелегалов”, ведь система допускает к работе только перевозчика с полным пакетом необходимых разрешительных документов”, – резюмировал Игорь Шкиря. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)