По прогнозам специалистов, урожай зерна в этом году составит 54 млн. т, что на 8 млн. т больше аналогичных показателей прошлого года. Именно поэтому актуальным является вопрос слаженной работы зернотрейдеров, экспедиторов и перевозчиков. В Одессе состоялось заседание рабочей группы по функционированию рынка зерна. В заседании приняли участие зернотрейдеры, экспедиторы, представители Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, инвесторского центра продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Украинской аграрной конфедерации и “Укрзализныци”.
В ходе заседания стало известно, что 61% (19,7 млн. т) от общего объема насыпных сельскохозяйственных грузов, перевалка которых в 2012 г. осуществлялась через порты, перевозится по железной дороге.
Количество заявок на перевозку сельскохозяйственных грузов, поступающих на железную течение месяца, значительно превышает технические и технологические возможности железных дорог по перевозкам грузов в зерновозах. При существующем парке зерновозов железной дороги в состоянии ежесуточно нагружать до 1200-1300 зерновозов, а заявок на погрузку в среднем принимается в 2-2,5 раза больше. Специалисты Главного управления перевозок “Укрзализныци” работают над усовершенствованием процесса приема заявок от грузоотправителей, например, разработали справочник перерабатывающих возможностей станций отправления и назначения по погрузке зерновых грузов и продуктов их переработки. Это позволяет обеспечить прием планов перевозок зерновых грузов на элеваторах согласно их фактическим возможностями.
Железнодорожники отметили, что пока существуют недостатки, которые значительно усложняют работу железной дороги: неритмичность нагрузки в течение месяца и приостановка работы в выходные и праздничные дни, сбои графика подхода судов, влечет несвоевременное освобождение складских емкостей и, как следствие, накопление вагонов, а также осуществление таможенных, ветеринарных, фитосанитраних и других видов контроля при отправке зерна из элеваторов, при его выгрузке в портах, ведь часто загружены вагоны простаивают в ожидании оформления процедур по несколько суток.
Устранение указанных недостатков и стабильная в течение года работа зернотрейдеров позволит существующим парком зерновозов “Укрзализныци” (при их эффективном использовании) ежесуточно нагружать 78-85 тыс. т зерна.
Синхронизация действий всех участников железнодорожных перевозок, считают участники совещания, поможет обеспечить полное удовлетворение спроса грузоотправителей на перевозку железнодорожным транспортом.
Со своей стороны, стремясь максимально полно использовать благоприятную конъюнктуру, железнодорожники вовремя подготовили вагонный парк и станционное хозяйство к сезону массовых перевозок зерна и овощей, установили четкий диспетчерский сопровождение своевременного представления подвижного состава, проработали ряд новых логистических услуг. По мнению специалистов, все это позволит ускорить доставку груза.
В этом году железнодорожники предлагают клиентам осуществлять зерновые перевозки маршрутными и групповыми отправками, зарекомендовавшие себя в прошлом году – таким образом удалось ускорить оборот зерновоза по “Укрзализныце” течение 2012 г. на 1,83 суток (с 9,68 до 7,85 суток). Всего в 2012 г. сформирован и перевезено в порты 877 маршрутных поездов с зерном. Как показывает анализ перевозок зерна маршрутными поездами, их оборот в среднем составляет 4-4,5 суток, что почти вдвое меньше обращения одиночных и групповых зерновозов. За 6 месяцев до начала уборочных работ было отправлено 84 маршрутных поезда, однако после начала сбора урожая их количество значительно увеличится.
Привлекательность такой перевозки – в прохождении поездов по маршруту без дополнительных сортировочных и перерабатывающих операций на промежуточных станциях и прибытии непосредственно к месту назначения – портовой станции. Таким образом, повышается скорость доставки груза и до минимума сводится время простоя вагонов, соответственно уменьшаются расходы для грузоотправителя и всех участников железнодорожных перевозок.
На железных дорогах Украины освоена технология работы по принципу “единого окна”, что особенно удобно для мелких грузоотправителей. Грузоотправитель обращается к железнодорожникам, и те оказывают ему комплексную транспортную услугу, в которую входят организация перевозки, предоставление подвижного состава и дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)