На дорогах все чаще можно увидеть серые ящики, которые ведут наблюдение за участниками дорожного движения и фиксируют на камеру все нарушения.
“Гарпунами” – серыми металлическими ящиками с американской лазерной камерой TruCam внутри – уже уставлены все дороги. Еще летом их было только пять, а сейчас – уже 15 боксов. Принцип их работы прост: камера фиксирует авто, которое превысило скорость, и передает данные на ближайший пост ГАИ.
“Сейчас ударными темпами монтируют коробки под “Гарпуны”. Навешали их по городу уже очень много”, – пишут на автофорумах. В ГАИ это подтверждают, но называют только несколько конкретных мест, где работают системы: “На пр. Бажана (два у м. Харьковская плюс две подставки – места, куда можно перенести устройство), ул. Богатырской (два – перед КП в сторону Вышгорода и на пересечении с ул. Луговой), Столичном шоссе (два – на путепроводе у ж/д переезда Корчеватое и на выезде из Киева в сторону Конча-Заспы), Броварском проспекте (у м. Дарница) и Житомирской трассе”.
Также “Гарпуны” расположили на участках, где из-за превышения скорости чаще всего происходят ДТП. Это Бориспольское шоссе (сразу за Харьковской пл.), Брест-Литовское шоссе (перед КП в сторону Житомира), ул. Телиги (у Кирилловской церкви), пр. Ватутина (у остановки трамвая), ул. Академика Заболотного (у музея Пирогово), Набережное шоссе (перед подъемом на Парковую дорогу), Обуховская трасса (перед базой Динамо).
Сотрудники ГАИ могут легко переставлять камеры с места на место, причем внутри ящика “Гарпуна” может не быть вовсе. Поэтому для водителей, которые любят нарушать ПДД, ситуация превратилась в игру-угадайку: есть внутри что-то или нет?
“Недавно поставили одну камеру на Ватутина в сторону Петровки. Когда медленно тянулся в пробке в левом ряду, заметил, что у нее задняя стенка – цельная! То есть без дверцы, в которую можно впихнуть TruCam! Это пугало!”, – пишет водитель на автофоруме.
Другие замечают, что ГАИ идет на хитрость: распечатывает изображение глазка камеры на цветном принтере и вставляет в бокс. “На Богатырской вместо большого стекла – два стеклышка маленьких. И не видно, есть что внутри или нет. А вот в Глевахе и Вышгороде перед дамбой – наклейка, имитирующая TruCam”, – делятся водители.
В ГАИ подтверждают: ставят обманки, чтобы заставить водителей снизить скорость. Последние, правда, уже находят управы. Например, замазывают окошки черной или навозом.
В отличие от скандальных “Визиров”, “Гарпуны” сертифицированы. У водителей нет шансов оспорить его показания. По крайней мере, в этом заверил начальник Центра безопасности движения и автоматизированных систем при МВД Украины Сергей Будник. “Однажды мы уже обожглись на “Визирах”, а “Гарпуны” уже доказали эффективность. Водители иногда пытаются опротестовывать показания приборов, но там четко видно лазерное наведение, точку на автомобиле. Уже не скажешь, что это не я, а Петя или Вася. Все документы на приборы есть, все сертифицировано”, – сказал он. Юристы уверяют: случаев, когда показания “Гарпуна” опротестовывали, действительно пока нет”.
Тем временем в ГАИ активно разрабатывают систему, которая вернет “письма счастья” – уведомления о нарушении, которые придут на почту. “В Национальном плане действий, утвержденном президентом, стоит срок: до 1 декабря подать Кабинету министров проект постановления”, – сказал Сергей Будник. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)