С 1 окьября за пределами населенных пунктов автомобилистам придется круглосуточно двигаться с зажженными ближним светом или дневными ходовыми огнями.
По новым Правилам дорожного движения (ПДД) с 1 октября по 1 мая за пределами городской черты водители обязаны включать ближний свет фар. Причем даже в условиях хорошей видимости, а не только ночью, в дождь или туман. По мнению экспертов, с точки зрения безопасности новшество, безусловно, оправданно, однако на первых порах приведет к частым спорам между инспекторами и водителями. К сожалению, знаки, обозначающие границы населенного пункта, установлены далеко не везде (особенно когда речь идет о второстепенных дорогах). А на широких междугородных трассах таблички с перечеркнутым названием города или поселка обычно не дублируются, как того требуют новые ПДД. Значит, водитель имеет законное право их не заметить, сославшись на какую-нибудь помеху (автобус, фура).
Кроме того, по словам специалистов, многие автолюбители наверняка попадутся и на том, что будут ехать не с ближним светом, а с включенными “противотуманками” или габаритными огнями. Не могут заменить ближний свет даже упомянутые в правилах ходовые огни, если они установлены водителем самостоятельно, в то время как конструкция машины не предполагает наличие таких световых приборов (в эту категорию попадают все старые автомобили, поскольку ходовые огни взяты на вооружение зарубежными производителями недавно).
Будут ли гаишники в первое время идти навстречу водителям и ограничиваться предупреждением? В ГАИ на этот вопрос отвечают двояко. По их словам, никакого переходного периода больше не предполагается, мол, месяц на ознакомление с новыми правилами уже давали прошлой весной. В то же время начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Сергей Будник успокоил: Госавтоинспекция пока не собирается проводить целенаправленные кампании по массовому отлову нарушителей, забывших включить фары. Да и вообще, наказывать или не наказывать – зависит от конкретного инспектора.
“Согласно закону у работников ГАИ есть право предупреждать, применять более мягкие меры воздействия, чем предусмотрено соответствующей статьей, – пояснил Сергей Будник. – Возможно, наши инспекторы в первое время будут проводить разъяснительную работу”.
Понятно, что в такой ситуации большинству водителей, попавшихся на нарушении, будет выгоднее убедить инспектора провести с ними “разъяснительную работу”, оценив ее максимум гривен в 50-100. Это лучше, чем по протоколу платить официальный штраф в 425-510 грн.
Водителям, которым теперь придется привыкать ездить днем с включенным светом, эксперты дают один важный совет: остановившись и заглушив мотор, не забудьте выключить фары. Дело в том, что в темное время суток оставленную подсветку приборной панели трудно не заметить. А вот в солнечный день ее почти не видно, и о фарах (если в машине нет предупреждающего сигнала) легко можно забыть. Результат – полностью посаженный аккумулятор.
Серьезным минусом езды со светом днем станут “кустарно” установленные ксеноновые фары, теперь они будут слепить водителей не только в темное, но и в светлое время суток. Впрочем, в ГАИ с этой напастью намерены бороться: Кабинет министров одобрил предложенный Госавтоинспекцией законопроект об ужесточении наказания за самовольную установку и использование осветительных приборов, не предусмотренных конструкцией машины. Инспекторам также хотят дать право осуществлять технический контроль (в том числе и правильной фокусировки светового пучка) прямо на дороге. ГАИ уже готовится к закупке дополнительных мобильных автотехнических лабораторий, но закон пока не принят.
Впрочем, ожидая одобрения своих инициатив депутатами, ГАИ продолжает фонтанировать новыми идеями. Недавно Сергей Будник сделал сенсационное заявление о том, что милиция намерена реанимировать проект введения в Украине штрафных баллов для нарушителей.
Надо сказать, что эта идея уже активно продвигалась гаишниками в 2008-2009 гг. Планировалось, что за каждое нарушение водитель, кроме штрафа, будет получать еще и определенное количество штрафных баллов. К примеру, за превышение скорости больше чем на 20 км/ч или парковку в неустановленном месте “заработает” пять баллов, за проезд на красный – семь баллов, за превышение скорости более чем на 50 км/ч – десять баллов, за создание аварийной ситуации – 15 баллов, за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – 25 баллов. Однако при своевременной уплате штрафа – в течение 15 дней с момента составления протокола – нарушителю списывалось два балла.
Если в течение года у автолюбителя накапливается более 30 баллов, у него обязаны забрать права. Вернуть их можно после сдачи теоретического экзамена на знание Правил дорожного движения (водитель, который трижды не сдал экзамен, допускается к очередному только после прослушивания теоретического курса в автошколе). Если же баллов окажется меньше 30, в конце года они “сгорают”.
Однако инициатива гаишников не прошла. Баллы ведь нужно где-то учитывать, а электронной базы у ГАИ на тот момент еще не было. Вводить же вновь не так давно отмененные талоны предупреждений к водительскому удостоверению было глупо. Скажем, как с такого талона списать баллы за своевременное внесение штрафа? Но сейчас, по словам Сергея Будника, с базой у ГАИ все в порядке. И вместе с данными о протоколе в нее автоматически могут вноситься и начисленные автовладельцу штрафные баллы. ГАИ уже якобы готовит соответствующий законопроект, правда, чем он будет отличаться от прежнего, еще не ясно.
Интересно, что совсем недавно аналогичную систему штрафных баллов пытались ввести наши северные соседи. Аргументируя необходимость новшества, российская дорожная полиция ссылалась на опыт европейских стран. Действительно, в Германии даже за незначительные нарушения водителю, кроме штрафа, назначают еще и один-два штрафных балла. За более серьезные нарушения (проезд на красный, легкое опьянение, езда на “лысой” резине) можно получить три-четыре балла, за самые тяжкие (сильное опьянение, скрылся с места ДТП) – шесть-семь баллов. Водителей, набравших в течение 12 месяцев 18 штрафных баллов, лишают прав на год.
Во Франции и ряде других стран похожая система, только баллы вычитают. После получения прав у каждого водителя есть 14 пунктов, которые списываются с каждым нарушением. Не осталось пунктов – на переэкзаменовку.
Впрочем, в Европе водителей не только наказывают, но и стараются им помочь. Когда у незадачливого автолюбителя остается всего несколько баллов до лишения прав, приходит письмо с предложением пройти специальные курсы: позаниматься с опытным инструктором, послушать психолога. За это водителю прощается несколько баллов.
Однако Россия не Европа. Комитет российского парламента по противодействию коррупции инициативу местных полицейских отклонил. Общественность тоже выступила против этой идеи, поскольку с введением баллов у водителей появится еще одна веская причина договариваться с полицейскими “без протокола”. В итоге закон лишь разбалует и увеличит левые заработки дорожных инспекторов.
Украина тоже пока не Европа. По мнению наших экспертов, новшество чревато тем, что водителям с большим количеством штрафных баллов, даже если они ехали по правилам, придется откупаться от инспекторов. Ведь что стоит гаишнику придумать мелкое нарушение, чтобы затем шантажировать автовладельца предстоящей пересдачей на права? Безусловно, водитель в любой ситуации может пойти на принцип и оспорить несправедливый протокол в суде. Однако сейчас на государственном уровне принимаются меры, чтобы отбить у автомобилистов охоту обращаться за помощью к Фемиде. Ранее Верховная Рада приняла закон о судебном сборе. Согласно документу, сбор придется платить водителям, решавшим опротестовать постановление о наложении штрафа, вынесенное работником ГАИ. Правда, платить придется, только если истец проиграет дело. Да и сумма невелика – 0,03 минимальной зарплаты, что на сегодня составляет 36,54 грн. Тем не менее тенденция просматривается достаточно четкая. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)