Для нужд Якутии в навигацию 2013 г. доставлено 1,25 млн. т грузов. Как указано в сообщении пресс-службы президента Якутии, при этом план составлял 1769 тыс. т. Отставание от плана обусловлено, тем, что в текущую навигацию с начала первого тура возникли сложности, связанные с судоходными условиями.
Традиционно, флот был заблаговременно подготовлен и своевременно с открытием навигации начал перевозку жизнеобеспечивающих грузов в пункты республики. Основными предприятиями водного транспорта на территории республики являются ФБУ “Администрация Ленского бассейна”, ОАО “ЛОРП”, ОАО “Колымская судоходная компания”, ОАО “Янское речное пароходство”, ООО “СК “Якутск”, ООО “СК “Вилюй”.
Прогноз по р. Вилюй о маловодности подтвердился – запасов воды в Вилюйском водохранилище оказалось недостаточно, соответственно попуски выполнялись в ограниченном объеме, отметил Николай Александров и добавил, что судоходство осуществлялось в весьма напряженных условиях – суда простаивали в устье р. Вилюй в ожидании добегания волны. С краткосрочными повышениями уровней воды флот двигался согласно графикам. В перевозках эксплуатировалось более 100 ед. флота ЛОРП, Верхнеленского пароходства, Алексеевской РЭБ, СК “Якутск” и “Вилюй”. Тем не менее, благодаря постоянной координации Оперативного штаба по завозу грузов, из плановых 282,6 тыс. т было доставлено 142 тыс.т жизнеобеспечивающих грузов. Оставшийся объем – стройматериалы для дорожных работ – будет довезен автотранспортом.
На р. Амга навигация прошла в штатном режиме, где уровни воды держались выше проектных значений. Весь запланированный объем каменного угля – 30 тыс. т и нефтяного котельного топлива – 1,5 тыс. т доставлен своевременно.
Между тем, крайне сложным оказалось судоходство в верховьях р. Лена на участке от Усть-Кута до устья р. Витим, где уже с 5 августа началась продолжительная межень. Для организации вывоза грузов на данный участок был сконцентрирован весь малотоннажный флот, перевозки осуществлялись с двойной перевалкой. Как отметил Николай Александров, в настоящее время на данном участке глубины и габариты составляют 125/65 см – 135/70 см. У порта Остерово дислоцируется 11 ед. флота ЛОРП, для вывоза грузов из Осетрова в настоящее время отрабатываются вопросы по переадресации объемов.
Навигация на Колыме и Яне прошла в штатном режиме, весь запланированный объем грузов доставлен до входных баз. Однако трудности возникли на р. Индигирка.
После полуторамесячного простоя флота на морском участке из плановых 49,0 тыс. т доставлено до пунктов назначения Индигирской группы улусов 17 тыс. т жизнеобеспечивающих грузов (35% от плана).
Данная ситуация, по словам руководителя профильного отдела, обусловлена срывом гарантированных глубин и габаритов судового хода на баре р. Индигирка. В настоящее время часть отгруженных грузов переадресована через п. Нижнеянск и будет перевезена до пунктов назначения на автозимнике. В данный пункт перенаправлено 19 тыс. т грузов.
На сегодня ведутся работы по детализации объемов грузов, которые будут переадресованы, делается разметка трассы автозимника с определением перевалочных пунктов, где будут обеспечены места стоянок, отдыха и приема пищи водителей.
Кроме того, детализируются маршруты автозимника по маршруту “Нижнеянск – Усть – Куйга – Депутатский – Белая Гора – Чокурдах” общей протяженностью 1400 км. По этому же маршруту будут осуществлены перевозки депонационного запаса грузов для Момского улуса до Хонуу, протяженностью 1412 км. Кроме этого, планируются перевозки до Хонуу по маршруту “Хандыга – Усть-Нера – Хонуу”.
Что касается работы земснаряда, Николай Александров уточнил, что после очищения бара р. Индигирка ото льда с 28 по 30 июня в течение двух суток землесос “Индигирка” приступил к разработке новой западной прорези, которая короче основной (существующей) на 5,5 км. Из-за малых глубин – менее 1,5 м и наличия мерзлого грунта (линзы) землесос прошел 3 км и вынужден был вернуться на основную (восточную) прорезь.
Из-за сильного ветра до 20 м/с и высоты волны 1,8-2,8 м к работе смог приступить только с 7 июля с речной стороны в сторону моря, и до 22 июля была пройдена траншея по всей длине прорези (от -12,5 км до -27 км).
Учитывая неблагоприятные гидрометеорологические условия, которые могли привести к посадке судна на грунт с повреждением винто-рулевого комплекса, было принято решение вывести земснаряд с мелководного участка прорези и работать только с морской стороны. С помощью лебедок и движителей данная работа была выполнена в течение 15 суток. Участок прорези от -27 до -22 км разработан на заданные габариты. Впоследствие из-за сгонного ветра и уменьшения глубин, ниже возможных для работы земснаряда, дальнейшее дноуглубление было остановлено.
Между тем, вопрос о проведении дноуглубительных работ обсуждается и решается на уровне Полпреда по ДВФО и Минтранса РФ. Правительством РС(Я) представлены конкретные предложения по улучшению качества выполнения работ путейцев по дноуглублению и обеспечению безопасности судоходства путем обновления технического флота путейцев. К примеру, в настоящее время Минтрансом России совместно с Росморречфлотом отрабатывается вопрос строительства концептуального проекта земснаряда для работы по дноуглублению прорезей баровых участков Арктических рек Якутии. Указанный проект представляет собой земснаряд, который при малой осадке готов переработать 4000 куб. м подводного грунта, и с атакующим, фрезерным наконечником.
Как раз эти вопросы будут обсуждены в Росморречфлоте 22 октября на совещании по вопросу обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов на барах арктических р. Яна и Индигирка с целью доставки грузов в навигацию 2014 г. (PortNews/Транспорт Украины, СНГ, мира)