Государства-члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) согласились с необходимостью разработки глобальной системы рыночных мер (РМ) в целях снижения эмиссии парниковых газов в авиасекторе.
В ответ Евросоюз может изменить планы по введению системы торговли квотами на СО2 для неевропейских авиакомпаний с 2014 г.
Таков один из главных итогов завершившейся в Монреале 38-й сессии Ассамблеи ИКАО.
Она стала самой крупной по числу участников за всю 69-летнюю историю ИКАО – 1845 делегатов из 184 стран и представители 54 международных организаций. В течение двух недель они обсуждали ряд глобальных проблем, которые, как предполагается, повлияют на то, как государства и авиакомпании будут совместно справляться с прогнозируемым удвоением к 2030 г. объема авиаперевозок. Активное участие в деятельности всех рабочих органов ассамблеи принимала российская делегация во главе с заместителем министра транспорта Валерием Окуловым.
“Достижение договоренности о РМ – историческая веха для воздушного транспорта, подчеркивающая роль многосторонних подходов в решении проблем, связанных с глобальным климатом, – отметил президент совета ИКАО Роберто Кобе Гонсалес. – Наши члены вновь продемонстрировали возможность преодоления серьезных разногласий. Нам, в конечном итоге, удалось наметить путь в более “зеленое” будущее”.
Участники форума поручили совету – руководящему органу ИКАО – разработать основные концептуальные элементы глобальной системы РМ, включая стандарты по мониторингу, отчетности и верификации эмиссии газов, и представить их на утверждение на следующей сессии ассамблеи, которая состоится в 2016 г. Внедрение данной системы предполагается в 2020 г.
Кроме того, делегаты поддержали разработку нового стандарта по авиационному шуму и продолжение работы по широкому внедрению альтернативных видов топлива.
“На ассамблее была высказана поддержка планов ИКАО по 5 из 6 наших стратегических целей на 2014-2016 гг., – указал генеральный секретарь ИКАО Раймон Бенжамен. – Эти решения помогут усилить роль воздушного транспорта в обеспечении и упрощении свободного перемещения людей и грузов”.
Делегаты, в частности, одобрили пересмотренные Глобальный план обеспечения безопасности полетов и Глобальный аэронавигационный план, которые призваны стать важным элементом объединения усилий государств и отрасли в предстоящие десятилетия для безопасного расширения объемов авиаперевозок.
Был утвержден бюджет Организации на предстоящие три года в 286,5 млн. канадских долларов ($277,3 млн.) и избран новый состав совета из 36 стран-членов, куда снова вошла Россия.
На закупку “эмиссионных индульгенций” на европейской бирже в первые 15 лет авиакомпании могли затратить более 150 млрд. кан. Дол. , говорилось в материалах к 38-й сессии Генеральной ассамблеи ICAO. По итогам сессии, завершившейся 4 октября в Монреале, принято решение к 2016 г. разработать рыночные механизмы снижения эффекта парниковых газов от гражданской авиации, а в 2020 г. они могут вступить в силу, сообщается в релизе ICAO.
К этому моменту страны или группы стран должны подготовиться к реализации будущих мер в определенных параметрах. Предполагается, что рыночные механизмы будут синхронизированы с внедрением современных технологий, в том числе в сфере аэронавигации и использования альтернативного топлива.
Учитывая достигнутое соглашение, Еврокомиссия в сотрудничестве с Европейским парламентом и государствами-членами Евросоюза определит свои дальнейшие шаги в отношении национальной системы торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS), сообщили в Еврокомиссии.
Заместитель председателя Еврокомиссии, комиссар по транспорту Сиим Каллас, представляющий ЕС в ICAO, отметил, что доволен достигнутыми договоренностями. “Это хорошая новость для пассажиров, для авиационной промышленности, но самое главное – это хорошая новость для планеты, – сказал он. – Кроме того, это позволит избежать разрушительных конфликтов между торговыми партнерами”.
ЕС изначально включил авиаперевозки в национальную систему ETS с 1 января 2012 г. Авиакомпании, летающие в Евросоюз, должны были покупать квоты на европейской бирже (европейские авиаперевозчики уже включены в систему ETS), а вырученные деньги планировалась направлять на борьбу с парниковым эффектом. Так ЕС стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов.
“Аэрофлот” тогда оценил свои расходы на квоты за 2012 г. в 40 млн. евро. “Суммарно до 2025 г. на квоты “Аэрофлот” должен будет затратить 800 млн. евро”, – сообщали в компании.
Против ETS выступили страны, не входящие в ЕС, в том числе США, Индия, Китай и Россия. В феврале 2012 г. в Москве была подписана жесткая декларация по гражданской авиации против действий Евросоюза. Страны-противники ETS не исключали торговой войны с ЕС, но в итоге длительных переговоров Еврокомиссия согласилась ввести мораторий на ETS до 1 января 2014 г., поставив условием необходимость глобального решения проблемы выброса парниковых газов авиацией. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)