Еврокомиссия предлагает новый механизм, который позволит сократить выбросы вредных газов в авиации и нормы которого коснутся авиаперевозок из Украины в Евросоюз и из ЕС в Украину.
Как сообщили в Представительстве ЕС в Украине, 16 октября Еврокомиссия направила соответствующие предложения в Совет ЕС и Европарламент.
Суть предложения заключается в применении так называемой “Схемы торговли вредными выбросами в Евросоюзе” (EU emissions trading system) к авиационному транспорту. В соответствии с предложением Еврокомиссии, схема должна заработать с 1 января 2014 г.
Ее главная идея заключается в том, чтобы вынуждать загрязнителей платить за вредные выбросы и “покупать” квоты на превышение норм у более чистых компаний. Таким образом сокращение выбросов станет рентабельным, а увеличение выбросов приведет загрязнителей к дополнительным расходам, в сообщении.
По словам еврокомиссара по борьбе против изменений климата Конни Гедегаард, выбросы парниковых газов в авиации растут очень быстро. “С 1990 г. они удвоились”, – сказала она.
По мнению комиссара, Евросоюз уже существенно снизил выбросы парниковых газов, и теперь к этому процессу должен приобщиться и авиационный сектор.
Предусматривается, что если Совет ЕС и Европарламент поддержат предложения Еврокомиссии, новая схема будет работать с 1 января следующего года. Она будет касаться перелетов между аэропортами государств-членов ЕС, а также государств-участниц Европейского экономического пространства (Норвегии и Исландии).
Она также будет применяться к перелетам между Евросоюзом и другими странами пропорционально дистанции, которую самолет выполняет над территорией ЕС или стран Европейского экономического пространства. Таким образом, новые нормы будут касаться и авиаперевозок из Украины в ЕС и из ЕС в Украину, говорится в сообщении.
С 2020 г., в соответствии с договоренностями в рамках Международной организации гражданской авиации, эта схема будет действовать в всем мире.
Еврокомиссия предлагает европейскому парламенту отложить введение системы торговли квотами на выбросы парниковых газов для гражданской авиации до 2020 г.; с 1 января 2014 г. такие квоты необходимо будет покупать только авиакомпаниям, которые выполняют рейсы внутри Европы. Об этом говорится в пресс-релизе Еврокомиссии.
“Уверена, европейский парламент и совет оперативно одобрят наше предложение”, – отметила европейский комиссар по вопросам климата Конни Хедегорд.
В комиссии надеются, что предложение будет согласовано к марту 2014 г., чтобы компании до 30 апреля 2014 г. смогли отказаться от покупки квот за совершенные в 2013 г. полеты в/из третьих стран.
Квоты на СО2 по-прежнему необходимо покупать для полетов между аэропортами в европейской экономической зоне. В 2014-2020 гг. рейсы в/из стран, не входящих в еврозону, не будут подпадать под требование по покупке квот. В целях соответствия особым условиям развивающихся стран, рейсы в/из третьих стран, которые не являются развитыми и на чей воздушный флот приходится менее 1% мировых выбросов СО2, получат полное освобождение от покупки квот, говорится в пресс-релизе Еврокомиссии.
Евросоюз изначально включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS) с 1 января 2012 г. Авиакомпании, летающие в Евросоюз, должны были покупать квоты на европейской бирже, а вырученные деньги планировалось направлять на борьбу с парниковым эффектом. Позднее ЕС перенес распространение системы на неевропейские авиакомпании на 1 января 2014 г.
В начале октября Международная организация гражданской авиации (ICAO) под давлением ЕС приняла решение разработать глобальный рыночный механизм борьбы с выбросами парниковых газов в гражданской авиации. Резолюция, принятая 38-й ассамблеей ICAO, оградила российских авиаперевозчиков от принудительного вступления в ETS, пояснил ранее замминистра транспорта Валерий Окулов. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)