Правительство РФ на заседании 17 октября в целом одобрило стратегию развития внутреннего водного транспорта России до 2030 г. На развитие инфраструктуры речного судоходства и строительство флота предполагается направить 2,874 трлн. руб., в том числе из федерального бюджета – 1,492 трлн. руб.
По итогам реализации программы Минтранс ожидает снижение транспортных издержек грузоотправителей за счет перехода части сухопутных грузопотоков на речной транспорт, рост валового внутреннего продукта за счет стимулирования развития смежных отраслей экономики, прежде всего, судостроения, металлургии, приборостроения, топливно-энергетического и строительного комплексов, а также ускорение социально-экономического развития регионов РФ.
Как констатировал премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе заседания, сегодня примерно четверть всех гидротехнических сооружений на российских реках не отвечает современным требованиям. Глава Кабинета министров добавил, что уровень безопасности этих объектов достаточно низкий и “есть существенное ограничение для судоходства, прежде всего в единой глубоководной системе европейской части России”.
Премьер-министр посетовал, что за последние десять лет ситуация в области внутренних водных сообщений стала существенно хуже, чем это было в прежний период. Он также призвал рационально использовать водные пути России в условиях перегруженности автомобильных и железнодорожных дорог. “В условиях, когда четверть дорог федерального значения систематически перегружена, железнодорожный транспорт работает с максимальной загрузкой, протяженность узких мест выросла на 20%, необходимо рационально использовать наши естественные коммуникационные возможности, а именно – внутренний водный транспорт”, – заявил Медведев.
Глава кабинета напомнил, что в крупнейших промышленных странах Европы – в Германии, во Франции – водным транспортом доставляет до 10% от общего объема перевезенных грузов. “Очевидно, что развитие речных перевозок даст условия для перераспределения этих транспортных потоков для того, чтобы более рационально перевозить крупногабаритные, тяжеловесные грузы, которые только водными путями и можно возить, обеспечит перевозки на социально значимых маршрутах в регионах Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири”, – подчеркнул премьер-министр.
Министр транспорта Максим Соколов в свою очередь отметил, что большинство сооружений находится в собственности РФ и субсидируется по нормативам 2001 г. “Очевидно, что за последнее время, прошедшее после утверждения всех нормативов, произошли изменения в структуре расходов и на сегодняшний день это приводит к недофинансированию текущего содержания, которое по параметрам бюджета 2013 г. составляет примерно 3,5 млрд. руб.”, – сказал министр.
Он также напомнил, что эксплуатируемая сеть внутренних водных путей составляет сегодня 101 тыс. км. При этом, за последние 20 лет их протяженность с гарантированными глубинами судовых ходов сократилась почти на треть, что привело к суммарным потерям провозной способности флота более 40 млн. т в год.
По его словам, переход грузов с водного транспорта на автомобильный привел к тому, что в настоящее время объем грузов, перевозимых по внутренним водным путям, ниже объемов, перевозимых автотранспортом в 40 раз.
Минтранс предлагает, согласно программе по развитию внутренних водных путей, создать условия для перераспределения грузопотока, и ставит задачу увеличить объем перевозок более чем в два раза. Для этого необходимо привлечь до 2030 г. частные инвестиции в 950 млрд. руб. и построить около 7 тыс. единиц флота.
Вместе с тем министр финансов России Антон Силуанов считает необходимым доработать представленную стратегию. “Необходимо доработать проект стратегии с учетом увязки параметров бюджета и с госпрограммами, поскольку финансовые ресурсы, которые предусмотрены стратегией, отличаются в большую сторону от возможности бюджета”, – отметил глава Минфина.
Кроме того, Силуанов считает, что в стратегии предусматривается предоставление налоговых преференций, в частности, освобождение от акцизов на топливо для судов разных категорий, а также предусмотрены преференции по имущественному и земельному налогам. “Считаем, что здесь нам не стоит заходить на поляну муниципалитетов и предоставлять такие льготы, так как в любом случае, это потребует компенсации из федерального бюджета”, – добавил чиновник.
По итогам обсуждения правительство в целом одобрило представленный документ. “Давайте договоримся, что какие-то нюансы требуют доработки с учетом замечаний коллег, а так, в целом, стратегию поддержим”, – сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)