4 ноября украинская железнодорожная отрасль отмечала профессиональный праздник – установленный 20 лет назад указом тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука. Сам День железнодорожника унаследован “Укрзализныцей” с советских времен – первые семь лет он даже отмечался в тот же день, что и в СССР (первое воскресенье августа). А перенос даты на 4 ноября случился в 2002 г. по инициативе гендира госкомпании Георгия Кирпы, предложившего связать праздник с приездом на территорию современной Украины первого поезда по маршруту “Вена – Львов” в 1861 г.
Вместе с отраслевым праздником “Укрзализныця” унаследовала от СССР инфраструктуру и парк подвижного состава – развитые, однако созданные в принципиально иной экономической среде. И, безусловно, стареющие. Но как ни парадоксально, 2013 г. стал для “Укрзализныци” неожиданно щедрым на признание ее инфраструктурного потенциала. В этом году “Укрзализныця” заняла 21-е место в ежегодном рейтинге аудиторской фирмы Deloitte “Топ-500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы – 2013”. В отчете о глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Report 2013-2014, который представил Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Украина заняла 25-ю строчку в рейтинге по развитию железнодорожной инфраструктуры. А в опубликованном на ранее газеты “Коммерсант-Украина” “50 ведущих компаний Украины” “Укрзализныця” заняла третье место в общем списке и первое – среди государственных предприятий.
Де-факто, эти оценки были выставлены тому, как “Укрзализныця” в ситуации исчезнувшей плановой экономики смогла сохранить в рабочем состоянии ту инфраструктуру, которая десятилетиями поддерживалась огромными бюджетными вливаниями. Сегодня же “Укрзализныця” за свои средства проводит модернизацию парка и путевого хозяйства.
Но для обновления этого мало. Огромные объемы перевозок предполагают вложение инвестиций в модернизацию путей и подвижного состава. Возможная ассоциация Украины с ЕС, как считают эксперты, для железнодорожной отрасли будет означать (в первую очередь) доступ к западным рынкам капитала, что поможет осуществить модернизацию парка и инфраструктуры. “Иностранцы должны поверить, что они вложат деньги и обязательно получат их обратно, им нужна уверенность, что мы надежные партнеры. Европа, европейские банки и финансовые институты очень в нас заинтересованы. Они дают кредиты на очень выгодных условиях своим европейским компаниям. Это намного выгоднее, чем брать кредит в наших банках. Поэтому подготовительную работу нам нужно начинать делать уже сегодня”, – говорит председатель подкомитета по вопросам железнодорожного транспорта Виктор Остапчук.
Однако в ожидании евроинтеграции и реформирования отрасли (которое уже несколько лет находится на низком старте), “Укрзализныця” не прекращает поиски финансирования модернизации.
Первый опыт “Укрзализныци” по привлечению евробондов на $500 млн. под 9,5% годовых (что произошло в мае) оказался заметным прецедентом на финансовым рынке. Игорь Митюков, глава представительства банка Morgan Stanley в Украине, считает что у “Укрзализныци” есть большие шансы повторить в 2014 г. размещение евробондов на такую же сумму – $500 млн. “Инвесторы уже поверили “Укрзализныце”, и нет оснований не поверить снова”, – сказал банкир.
В Евросоюзе страны с наиболее развитой ж/д инфраструктурой вкладывают в ее поддержание и развитие немалые средства. Например, в проект бюджета на следующий год Министерство развития Испании заложило увеличение инвестиций в железные дороги на 21%. Основная их часть пойдет на развитие высокоскоростных магистралей – строительство 1,2 тыс. км таких путей обойдется бюджету в 3,2 млрд. евро. А инвестиции в модернизацию обычных путей составят около 1,38 млрд. евро.
Однако в условиях экономии бюджетных средств попытки европейских политиков сохранить динамику капиталовложений в инфраструктурные проекты не всегда завершаются успехом. Поэтому во многих странах поиск финансирования и повышение рентабельности железных дорог является заботой самих железнодорожных компаний.
К примеру, германская государственная Deutsche Bahn AG активно работает на международных рынках. В прошлом выручка DB Shenker Logistics – “дочки” железнодорожной корпорации, предоставляющей также услуги воздушного, водного и автомобильного транспорта – составила 7 млрд. евро, причем самым быстрорастущим рынком ее услуг стал азиатский.
Не забывают в Deutsche Bahn и о других инструментах привлечения инвестиций – так, на прошлой неделе корпорация разместила бонды на 300 млн. евро на срок до 2020 г.
А польские железные дороги PKP в сентябре заключили соглашение с Европейским инвестиционным банком о предоставлении кредита в 235 млн. евро на модернизацию линии “Варшава – Радом”. Всего же за время сотрудничества с PKP кредитная линия банка составила 1,65 млрд. евро, включая текущий кредит.
Эксперты считают, что развитие отношений с финансовыми институтами является стратегической перспективой для “Укрзализныци”.
В ходе октябрьского форума “Транспортная инфраструктура Украины” Илья Давыдов, директор Sberbank CIB, отмечал, что для реализации масштабных инфраструктурных проектов транспортные компании все чаще выходят на внешние рынки долгового капитала. “До прошлого года транспортные компании привлекали мало средств на внешних рынках, больше рассчитывая на государство. Но сейчас тенденция такова, что рынок евробондов стал очень бурно развиваться именно в транспортной отрасли”, – сказал Давыдов. При этом он отметил тот факт, что размещение евробондов “Укрзализныця” смогла произвести без госгарантий.
Игорь Жданов, глава аналитического центра “Открытая политика”, говорит, что потенциал украинских железных дорог еще предстоит раскрыть полностью. “По плотности покрытия железнодорожными путями Украина является одним из лидеров в Европе. Однако этот потенциал нужно привести в чувство – чтобы “Укрзализныця” могла не просто сосуществовать с такими европейскими проектами, как Rail Baltica (железнодорожная сеть, стоимостью 3,6 млрд. евро, которая должна связать Финляндию, страны Балтии и Польшу), но на равных конкурировать с ними. При отсутствии государственного финансирования крупных инновационных проектов, за последние годы “Укрзализныця” смогла значительно активизироваться в переговорах с инвесторами. Что повышает ее шансы на работу в качестве полноценной транспортной компании европейского образца, а не пережитка советского времени”, – считает эксперт. (РБК-Украина/Транспорт Украины, СНГ, мира)