“Укрзализныця” с середины прошлого десятилетия ведет работу по оптимизации перевозок в Европу и готовится включиться в активное сотрудничество с Китаем. Об этом рассказал начальник управления внешних связей УЗ Игорь Матвиив.
“В постсоветских государствах перевозки регламентируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). А в Европе действуют Единые правила, закрепленные Соглашением о международных железнодорожных грузоперевозках CIM. Мы первыми предложили разработать единую товарную накладную для этих систем, еще в 2003 г. А первый грузовой состав по унифицированной товарной накладной CIM/СМГС был отравлен в Германию уже в 2006 г. Сегодня нашу накладную используют железнодорожные администрации нескольких десятков стран”, – отметил Матвиив.
По его словам, сегодня Китай также рассматривает возможность присоединения к CIM/СМГС. Если это произойдет, груз из КНР можно будет перевезти в Западную Европу по одному документу, оформленному в электронном варианте.
“Укрзализныця” в таком трансконтинентальном транспортном коридоре сможет играть ключевую роль. “До нашей западной границы ведет колея 1520 мм, а дальше по всей Европе – 1435 мм. Поэтому на границе мы будем перегружать товары в европейский подвижной состав в западном направлении”, – отметил Матвиив.
По его словам, УЗ технически готова к увеличению объемов международных перевозок.
“У нас без преувеличения колоссальный парк. Доля перевозок по железной дороге в странах ЕС составляет около 10%, у нас – около 70% всех грузовых перевозок. ЕС может только мечтать о таких цифрах. Даже у наших ближайших западных соседей – поляков – перевозки железнодорожным транспортом составляют лишь 29%. Железнодорожная инфраструктура на Западе развита гораздо хуже. СССР ориентировался на перевозку массовых грузов по железной дороге. Поэтому состояние инфраструктуры по плотности и доступности у нас значительно лучше, чем в среднем по Европе”, – отметил Матвиив.
При этом Матвиив подчеркнул, что по вниманию государства к проблемам железнодорожной отрасли Украина значительно уступаем странам ЕС: “Ежегодная дотация из федерального бюджета Германии в Deutsche Bahn (основной ж/д оператор Германии) составляет около 20 млрд. евро. А УЗ все крупные инфраструктурные проекты финансирует самостоятельно”.
Возможная ассоциация с ЕС существенно повлияет на грузопотоки УЗ: “Эксперты пока не берутся оценить, насколько больше зерна и металла мы будем отправлять в ЕС, однако многие препятствия на этих рынках снимаются с момента подписания Соглашения”.
В будущем Украина может стать важным хабом между Европой и Азией. “Для этого уже сейчас реализуются мероприятия по интеграции железных дорог Украины в транспортную сеть ЕС, в частности, развитие колеи 1520 мм в Европе и модернизация ширококолейной ветки в Польшу через Ковель”, – отметил старший аналитик ИК “Арт-Капитал” Алексей Андрейченко. (РБК-Украина/Транспорт Украины, СНГ, мира)