Государственная администрация железнодорожного транспорта “Укрзализныця” продолжает попытки сдержать падение транзитных грузов. Согласно изменениям к Тарифной политике на 2013 фрахтовый год, обнародованным государственным оператором до конца года понижающие коэффициенты к базовому тарифу будут применяться при перевозке вакуумного газойля и мазута.

Скидка в 68% предоставлена при перевозке вакуумного газойля с российских железнодорожных станций “Татьянка”, “Осенцы”, “Ветласян” и “Зелецино” до станций возле Севастопольского и Одесского портов и порта “Южный”. На транзит мазута, следующий по этому же маршруту, установлена скидка в 76%. Возле указанных российских железнодорожных станций расположены нефтеперерабатывающие заводы компании “ЛУКОЙЛ”.

“Для “ЛУКОЙЛа” этот год был хорошим в Украине: компания продала Одесский нефтеперерабатывающий завод, пустила “Карпат­нафтохим”, растут поставки топлива от компании на рынок Украины”, – прокомментировал эту информацию директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн, предположив, что, очевидно, компании удалось “достучаться” до правительства и решить проблемные вопросы.

Также на 67% удешевлены перевозки транзитом асбеста, следующего на перевалку в Ильичевский порт, а для транзита минеральных и химических удобрений в направлении Одесского порта от станции “Россошь”, где расположен завод “Минудобрения”, введена льготная ставка в $20,50/т. При этом при перевозке всех указанных грузов нет требования перевозить гарантированные объемы.

Указанные меры – не первая попытка “Укрзализныци” удержать падение транзита. Согласно изменениям к Тарифной политике на 2013 фрахтовый год, “Укрзализныця” в этом году уже более 20 раз вводила льготные тарифы на транзитные перевозки для различных маршрутов и видов грузов. Ранее первый заместитель генерального директора “Укрзализныци” Виталий Жураковский отмечал, что транзитные перевозки являются для компании наиболее выгодными среди всех видом международных перевозок, поскольку в общих объемах их доля не превышает 8%, но они дают пятую часть всех доходов от грузоперевозок.

Транзит нефти и нефтепродуктов по украинской железной дороге снизился еще в прошлом году, когда услуги по перевалке этих продуктов стали предоставлять российские порты. Отток нефтяных транзитных грузов с территории Украины также был вызван унификацией тарифов на транзитные перевозки в странах – участницах Таможенного союза. Генеральный директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн отметил, что Украине больше ничего не остается, кроме как предоставлять скидки, поскольку Россия выстраивает такую систему тарифов, которая однозначно делает привлекательным транзит и перевалку именно в ее портах.

Согласно данным “Укрзализныци”, объемы перевозок транзитных грузов в октябре остаются на уровне предыдущих месяцев – 2,9 млн. т. Но это почти на 18% меньше, чем в октябре 2012 г. Объемы транзита снизились по большинству позиций, кроме цветных металлов, леса, химикатов и удобрений, автомобилей, зерна и зерновых, кокса и лома черных металлов.

По данным “А-95”, транзит нефти через украинские порты в январе-октябре снизился в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. до 1,22 млн. т. В частности, транзит нефти через Одесский морской торговый порт за этот период снизился в 3 раза до 0,98 млн. т, перевалка транзитной нефти в Феодосийском порту сократилась в 2,8 раза до 0,24 млн. т. При этом транзит мазута через порты Украины в январе-октябре снизился на 18,3% до 2,1 млн. т. Также в январе-октябре украинские порты перевалили 17,49 тыс. т бензина, тогда как за аналогичный период 2012 г. – 591 т. (Укррудпром/Транспорт Украины, СНГ, мира)