В новый закон о железнодорожном транспорте включены новации, касающиеся финансирования пассажирских перевозок и обновления парка. Об этом сообщил начальник главного управления реформирования и корпоративного развития “Укрзализныци” Андрей Буковский.

Он отметил, что государственному регулированию будут подлежать тарифы на услуги инфраструктуры и на услуги перевозки пассажиров в социальном сегменте. Это касается тех категорий поездов и вагонов, перечень которых определит Нацкомиссия регулирования транспорта (НКРТ). При этом, по словам Буковского, необходим механизм компенсации средств.

“Это будут плацкартный, общий и любой другой вагон, если государство определит механизм компенсации недополученных доходов. К примеру, государство может принять решение о введении льгот. НКРТ определяет стоимость проезда по льготной цене, но разницу между тарифом и стоимостью проезда, которую платит пассажир, должен компенсировать госбюджет, а если это пригородные перевозки – то местные бюджеты”, – пояснил Буковский.

Андрей Буковский уточнил, что следует отличать тариф от цены для потребителя: “Если государство в силу объективных обстоятельств принимает решение об установлении цены для потребителя, ниже тарифа, то оно же должно определить источники покрытия недостающих средств для перевозчика”.

Существенной новацией закона, по словам Буковского, также является введение понятия “инвестиционная составляющая” – дополнительных средств на обновление подвижного состава.

Как объяснил специалист, если государство принимает решение о социальной выгодности проекта, то далее может утверждаться инвестпрограмма, для реализации которой НКРТ устанавливает размер инвестиционной составляющей. В администрировании это будет выглядеть аналогично акцизу: как сбор средств на остро необходимые для государства проекты. Таким образом, новый законопроект позволит аккумулировать средства на обновление парка пассажирского подвижного состава.

“Все закупки будут проходить как инвестиционные программы. Объемы и источники финансирования которых определит государство. К примеру, 30% – инвестсоставляющая, 30% – средства Укрзализныци, 30% – заемные средства под госгарантии, 10% – из госбюджета. Возможен любой вариант и соотношение затрат в зависимости от решения полномочного органа”, – отметил Андрей Буковский. (РБК-Украина/Транспорт Украины, СНГ, мира)