На границе Львовской и Закарпатской областей на перегоне Бескид – Скотарское началось строительство нового двухпутного железнодорожного Бескидского теля. В торжествах по случаю начала работ приняли участие начальник Львовской железной дороги Богдан Пих , председатель Львовской ОГА Олег Сало , председатель Закарпатской ОГА Александр Ледида , представители строительных и подрядных организаций .
Для Украины Бескидский тель имеет стратегическое значение , поскольку по маршруту , на котором он расположен , перевозятся грузы к западной границе страны , а также более 40% транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы.
По техническим состоянием действующий тель исчерпал свой эксплуатационный ресурс и требует постоянного внимания работников магистрали. Самая большая проблема – грунтовые воды , которые проникают через его стены. Зимой влага превращается в лед , а это угрожает безопасности движения. Следовательно, каждый раз железнодорожники вынуждены колоть лед и вывозить его за пределы туннеля.
Чтобы обеспечить бесперебойное и безопасное движение, а также увеличить пропускную способность этой (пока проблемной) участка, железнодорожники взялись за реализацию одного из самых масштабных строительных проектов Украины. Начали строительство нового , двухпутного Бескидского теля. Он пройдет на расстоянии 30 м слева от действующего. Новое искусственное сооружение длиной 1764,5 м пройдет на 182 – метровой глубине от поверхности Бескидского позвоночника (781-807 м над уровнем моря). Его оборудуют современными приборами рабочего и аварийного освещения, вентиляции, видеонаблюдения, контрольными датчиками определения уровня вредных газов, а также постоянного мониторинга внутреннего состояния теля, средствами сигнализации и связи, пожарной безопасности и системой антикоррозионной защиты. Проектом предусмотрено сооружение 49 ниш и 12 камер, расположенных соответственно через 60 м и 300 м в шахматном порядке с каждой стороны по всей длине туннеля . Для прохода обслуживающего персонала и возможной эвакуации людей, между старым и новым телями предусмотрено сооружение трех эвакуационных сбоек (переходов) .
Пропускная способность нового туннеля увеличится с 47 до 100 пар поездов в сутки, и скорость прохождения возрастет с 40 до 60 км/час.
Бескидский тель – второй по длине железнодорожный туннель в Украине. Он был построен во времена Австро – Венгерской империи, 1886 г., и на сегодня является барьерным местом V Критского Международного транспортного коридора, который проходит по территории Италии, Словении, Венгрии, Словакии, Украины и России (Триест – Любляна – Будапешт – Братислава – Ужгород – Львов), поскольку это единственная одноколейный участок на всей его длине.
Во время Второй мировой войны была разрушена облицовка туннеля и порталов, из-за чего обвалились северная и центральная части штольни. Это остановило движение поездов на линии Стрый- Мукачево на два года. В течение двух следующих лет железнодорожники совместно с инженерными войсками тель отремонтировали , и в июле 1946 г. здесь удалось восстановить железнодорожное движение.
Учитывая длительный срок эксплуатации , внесение конструктивных изменений во время электрификации участка Мукачево- Лавочное (954-1956 гг.), деформацию и разрушение дренажной системы, туннель находится на последней стадии износа .
В ходе выполнения мероприятий по ликвидации этого узкого места на транспортном коридоре , Укрзализныця в 2004 г. заключила Кредитное Соглашение с Европейским Банком реконструкции и развития (ЕБРР) , а в период 2008-2011 гг. провела международный тендер по выбору подрядчика на проектирование и строительство Бескидского теля . Победителем признана ЧАО “Строительная Ассоциация Интербудмонтаж”, с которым заключен договор на проектирование и строительство Бескидского теля. Для проходки теля выбран новоавстрийский метод (строительство предусмотрено как взрывным, так и проходческим методами с использованием опережающего экрана). Также предусмотрено устройство 3-х соединительных эвакуационных сбоек между старым и новым телями .
На сегодня завершены подготовительные работы на 122436 тыс. грн. Из них за собственные средства железной дороги – на 71531 тыс. грн., за средства ЕБРР – на 50 905 тыс. грн.
Львовская железная дорога выполнила подготовительные работы: обустроила подъездные дороги, внешние сети электроснабжения, водозаборные сооружения, наружные слаботочные сети связи, технологические сети, водопроводную насосную станцию, подъездные пути, узел выгрузки цемента, рампу выгрузки инертных материалов, временный отвод р. Вича, эстакады заезда техники на железнодорожную платформу, противопожарные резервуары. Также выполнены работы по ликвидации мест размывов берегов р. Опир и ее правого притока в с. Опорець Сколевского района Львовской области.
Согласно календарному графику строительство Бескидского теля должно закончиться в 2016 г. (УНИАН/Транспорт Украины, СНГ, мира)