19 декабря состоялась пресс-конференция начальника администрации Одесского морского порта Михаила Соколова и председателя профсоюза порта Владимира Зайкова. Из докладов М. Соколова и В. Зайкова, а также из информации, которая прозвучала в их ответах на вопросы журналистов, вырисовывается следующая картина итогов работы порта в 2013 г.

Реформа. 2013 г. войдет в историю как год кардинальных реформ в морской транспортной отрасли, когда на предприятиях портового комплекса произошло разделение административных и хозяйственных функций, а в основу планирования развития производственных мощностей был положен принцип государственно-частного партнерства.

Судьбоносные перемены коснулись и Одесского порта.

В результате вступления в силу Закона “О морских портах Украины”, в июне состоялась реорганизация ГП “Одесский морской торговый порт”. Стратегическое имущество (в том числе причалы, акватория, каналы, инфраструктура общего пользования и прочее) было выделено в администрацию Одесского морского порта (Одесский филиал ГП “Администрации морских портов Украины”).

ГП “ОМТП” в результате реорганизации сохранило за собой прочие, используемые в коммерческой деятельности производственные фонды (портовый флот, судоремонт, механизация – портальные краны, погрузчики и т. д.).

В соответствии с законом, администрация Одесского морского порта обеспечивает в границах своей территории и акватории:

– эффективное управление и использование объектов портовой инфраструктуры;

– создание равных конкурентных условий для осуществления хозяйственной деятельности и получение услуг в морском порту субъектами хозяйствования всех форм собственности;

– организацию и обеспечение безопасности мореплавания;

– разработку и выполнение плана развития морского порта, подготовку предложений по его совершенствованию;

– координацию деятельности и деятельности капитана порта, лоцманской службы, владельцев морских терминалов, портовых операторов, других субъектов хозяйствования.

Важно отметить социальный характер реформы. В результате реорганизации не было сокращено ни одного рабочего места. В новом Коллективном договоре, заключенном администрацией всего лишь месяц спустя после реорганизации, отражены все льготы и социальные гарантии, которыми портовики и неработающие ветераны пользовались до июня С 1 ноября должностные оклады и тарифные ставки в администрации порта и ГП “ОМТП” были подняты на 5%.

Производственные итоги. На фоне продолжающейся рецессии в мировой экономике, администрация Одесского морского порта продолжает целенаправленную работу по сохранению и увеличению грузовой базы предприятия.

В 2012 г. в силу объективных причин, порт лишился большей части казахского нефтяного транзита. К сожалению, в этом году падение объемов перевалки по данной статье продолжилось. В то же время, благодаря возобновлению производственного цикла на Одесском НПЗ, порт “вернул” более 600 тыс. т нефтеналивных грузов.

Всего же за этот год будет переработано около 4,5 млн. т наливных, что на 1,9 млн. т меньше аналогичного показателя 2012 г. Ожидаемый объем перевалки сухих грузов – 18,4 млн. т, что практически соответствует уровню прошлого года. Общий объем грузопереработки по итогам 2013 г., по оперативных данным, составит 22,5 млн. т, что на 1,9 млн. т меньше (8%), чем в прошлом году.

Отдельно следует отметить рост объемов перевалки контейнеров – на 1,1 млн. т (21%), зерновых грузов – на 219,2 тыс. т (4%), леса – на 3,8 тыс. т (93%). Уменьшение перевалки нефтеналивных грузов частично компенсируется увеличением перевалки сжиженного газа (на 16,4%). Кроме того, в нынешнем году порт перерабатывал строительные грузы, сахар-сырец, которых в 2012 г. не было в номенклатуре грузооборота порта.

Итоги круизного сезона 2013 г. 3 ноября в Одесском порту завершился круизный туристический сезон 2013 г. В сравнении с 2012 г. количество судозаходов круизных лайнеров возросло на 20%, а пассажиров – на 27%. Значительный рост количества туристов, посещающих наш город морским путем, говорит о том, что в регион чаще стали заходить суда больших размерений и большей пассажировместимости.

На предстоящий сезон 2014 г. поступили заявки от агентов на судозаходы 145 круизных судов (по состоянию на 19 декабря). Если все они будут выполнены, для Одесского порта это будет новый рекорд за все годы независимости Украины.

Таких показателей удалось достичь благодаря длительной и планомерной работе администрации порта, направленной на привлечение интереса круизных операторов к Черноморскому региону. Существенным вкладом в развитие индустрии морских путешествий в регионе стало проведение, начиная с 2008 г., Международных конференций “Black Sea Cruise”, которые собирают участников круизного бизнеса со всего мира.

Развитие. В порту продолжается реализация всех инвестиционных проектов, начатых до реформы.

Самый масштабный проект – “Карантинный мол”, предусматривает расширение ныне существующего контейнерного терминала на Карантинном молу за счет намыва территории. Пропускная способность первой очереди терминала составит 600 тыс. TEU в год. Терминал строится на паритетных началах администрацией Одесского морского порта и инвестором – ДП “ГПК-Украина”. По состоянию на 1 декабря готовность объекта составила 50,5%.

Второй значительный проект – создание зерноперегрузочного комплекса на Андросовском молу, включающего строительство причала 1-з и берегового элеватора. Мощность комплекса до 4,0 млн. т зерна в год. Финансирование строительства осуществляется совместно администрацией Одесского порта и компанией-инвестором – ООО “Бруклин-Киев”. По состоянию на 1 декабря выполнено 61,3% строительно-монтажных работ.

С сентября в Одесском морском порту внедрен проект “Единое окно-локальное решение”, главная цель которого – уйти от бумажных технологий в процессе оформления грузов. “Единое окно” является первым этапом глобального новшества в системе таможенного оформления грузов в морских портах Украины – “Информационной системы портового сообщества” (ИСПС). К настоящему времени по новой технологии оформлено более 100000 контейнеров. Визировку нарядов на контейнеры, перевозимые автотранспортом, все контролирующие службы производят исключительно в электронном виде. В октябре началось внедрение электронного наряда на контейнеры, перевозимые по железной дороге. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)