Транспорт Украины и мира

Украина: власти Крыма предложили китайцам три места на выбор для строительства глубоководного порта

Премьер-министр АРК Анатолий Могилев предложил экологам, выступившим категорически против строительства за деньги китайских инвесторов глубоководного порта на Западном побережье, выбрать наиболее безопасное место.

По его мнению, на полуострове есть выбор: возле поселка Фрунзе (в 6 км от Николаевки и 12 км от Сак), либо оз. Донузлав (Сакского р-на), либо в районе Керчи, где есть подходящий залив. “Все эти места будут предложены инвестору и будут прорабатываться. Любой проект пройдет обязательную экологическую экспертизу, и только после этого примем окончательное решение. Если проект повлечет нарушение баланса природных явлений, то, естественно, не получит одобрения”.

Могилев подчеркнул, что строительство порта станет толчком для экономики Крыма, но при его реализации во главу угла будет поставлена экологическая составляющая.

Экологи считают строительство порта сильнейшим ударом по окружающей среде.

Планируемое строительство глубоководного порта в с. Фрунзе (Сакского р-на) уничтожит “Крымские золотые пески” в Каламитском заливе и Придонузлавье, – заявили в открытом письме ученые Крымской Академии наук и экологи Крымской республиканской ассоциации “Экология и Мир”, направленном главе крымского правительства Анатолию Могилеву.

По мнению ученых и экологов, создание крупного морского порта в районе оз. Кизил-Яр в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активизации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения “золотых песков”.

Ученые предложили альтернативу: строительство порта на Керченском полуострове.

“Сегодня там пересечение транспортных путей и экономических интересов в связи с возрождением Великого шелкового пути из Азии в Европу, строительством подземного или мостового перехода через Керченский пролив. В Керченском предпроливье идет перевалка грузов “с борта на борт” не заходя в порты, что представляет постоянную экологическую угрозу для экосистемы Керченского пролива и Черноморского бассейна. Упорядочить эту стихию можно только через создание современного международного морского порта, выгодного и для китайского инвестора, и для Крыма, и Украины, и, возможно, России”, – говорится в открытом письме.

По оценкам керченских экспертов, подходной канал к наиболее вероятному месту стройки порта – соленому Тобечикскому озеру, может оказаться длиной до 15 км. Ведь на входе в южную часть Керченского пролива глубины от 22 до 18 м, а у берегов Тобечикского озера вообще глубины 7-9 м, как и по всему южно-керченскому побережью. Какой экологический ущерб региону нанесет рытье канала глубиной 25 м, еще предстоит определить специалистам.

Более того, порт “Южный” (под Одессой) наращивает глубину. Уже сейчас туда могут заходить суда с осадкой 16 м. А на согласовании в правительстве Украины находится проект увеличения глубины порта Южный до 21 м. “Строительство большого китайского порта “Крым” на оз. Донузлав или же в Сакском районе – это однозначно удар по золотым пескам, по нашему курорту в целом. Ни в коем случае нельзя трогать Западный Крым. Это уничтожит уникальную курортную житницу”, – прокомментировал председатель Республиканской ассоциации “Экология и Мир” профессор Виктор Тарасенко.

“А что касается Керчи, то это традиционно транспортно-промышленный регион, и там, в принципе, можно выбрать безопасное место. Хотя, конечно, и здесь нужно все тщательно рассмотреть, провести экспертизу. Ведь весь Керченский пролив и полуостров – это сейсмоопасный район, что нужно обязательно учитывать, и если понадобится – ужесточать условия строительства”, – считает Тарасенко.

Замдиректора филиала Института стран СНГ Олег Родивилов напомнил, что ранее украинские власти заявляли о намерении создать между Саками и Евпаторией рекреационный регион, сравнимый по масштабам с олимпийским Сочи. “Думаю, что эту идею можно перечеркнуть. Как курорт пострадает и Евпатория, о пляжах которой мы будем только вспоминать. Я уже не говорю о воздухе – при перемолке 140 млн. т, даже если с каждого контейнера будет падать по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?!”.

По словам гендиректора Киевгидроинвеста Алексея Мазюка (его организация будет помогать китайцам), проект нового порта для приема крупных сухогрузов предусматривает углубление акватории до 25 м. “Это уникальное сооружение, с помощью которого будут перераспределяться грузовые потоки с Востока в Европу. Проект будет реализован в режиме государственно-частного партнерства, которое четко регламентирует наше законодательство – Украина получит половину всего построенного”, – уверяет Мазюх.

Запланировано строительство несколких терминалов и зернохранилищ вместимостью 20 млн. т. Ориентировочная цена строительства первой очереди проекта составляет $3 млрд. Первая очередь будет реализована примерно через пять лет. “Исходя из того, что расчетная мощность порта составляет от 140 млн. т/г, только портовые и другие сборы будут приносить Украине не менее $1.5 млрд. в год”, – пояснил Мазюк.

Политолог Андрей Никифоров признается, что ему не совсем понятны резоны китайской стороны: “Для того, чтобы поток грузов дотянуть в крымский порт из Китая, нужно не только проделать морской путь, но и протащить через “игольное ушко” Босфора и Дарданелл, а потом, сделав круг, довезти в Европу. Поэтому организация такой мощной перевалочной базы была бы разумнее на Средиземноморье. Кроме того, у соглашения есть и другие мотивы, которые вовсе не обязаны совпадать с декларируемыми целями. Проекты такого масштаба носят не только экономический характер”. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)

Exit mobile version