Верховная Рада вчера проголосовала, а президент подписал Закон №3855 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты об ответственности за административные нарушения в сфере дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме”. Формально уже через месяц этот закон начнет действовать.
Данный закон – давняя мечта ГАИ, ведь за неполных три месяца полулегальной работы “ВИЗИРей”, запущенной тогдашним начальником ГАИ Сергеем Коломийцем в 2009 г., они “накосили” сотни миллионов штрафов. Одних только протоколов было выписано 626 тыс. за 2 месяца. А по состоянию на конец апреля Госказначейство тогда получило 272 млн. грн. штрафов (но это суммарная сумма от всех штрафов, а не только от “ВИЗИРей”). Затем “ВИЗИРи” отменили, но штрафы автовладельцам так никто и не вернул.
Не случайно начали с 2010 г., ведь даже на существовавшей ранее законодательной базе удалось запустить проект по бесконтактному штрафованию нарушителей – одним приказом ГАИ МВД. Но если у юристов тогда еще были “зацепки” кого же следует признавать виновным, то после принятия закона №3855 – их больше не осталось.
Закон четко указывает, что административную ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения несет собственник автомобиля. То есть изначально протокол и штраф будут выписаны на него. Более того, этим законом фактически вводится презумпция виновности, так как обязательства по доказательству своей невиновности возлагаются на истца.
Правда, у него все же будет возможность оправдаться, если он обжалует это постановление в 10-дневный срок и сможет доказать, что в момент этого правонарушения транспортное средство или номерной знак в результате противоправных действий выбыли из его владения (попросту – его украли, угнали), или ими пользовалось другое лицо. Других вариантов избавить собственника от ответственности – не предусмотрено.
Для автомобилей юридических лиц процедура несколько иная. ГАИ направит запрос руководителю предприятия о том, кто в такой то момент находился за рулем, на который он должен ответить в 5-дневный срок. Если ответа не поступит, то руководителю организации грозит дополнительный штраф (1020-1360 грн.), а протокол выпишут, скорее всего, на него.
Не избегут наказания и авто на иностранных номерах. Их тоже зафиксируют и направят запрос в Госпогранслужбу с информацией о том, кто ввозил это транспортное средство. На данное лицо и составят протокол. И для надежности даже внесут в “черный список” пограничников, по которому они пробивают всех въежающих\выежающих в страну. Если штраф будет не оплачен, то данную особу просто не пустят в Украину.
Законом №3855 установлено, что постановление об административном правонарущении, зафиксированном в автоматическом режиме выносится без участия нарушителю должностным лицом МВД. Далее в 3-дневный срок постановление отправляется по адресу физического лица, указанного при регистрации транспортного средства. Либо запрос о том, кто был за рулем руководителю предприятия, если автомобиль зарегистрирован на юрлицо. Адрес, по которому уйдет запрос также будет взят из данных регистрации авто.
А теперь еще одна важная новация. МВД уже не важно, получит ли нарушитель это постановление. Так как днем вручения считается дата в почтовом уведомлении о вручении, либо отметка об отказе получения, или не нахождения по указанному адресу. Таким образом, нет никакой гарантии, что нарушителя будет кто-то искать. Он уже и так попал, вне зависимости по какому адресу он теперь живет и т. д.
Иностранцам будут вручать постановления пограничники. Притом, таким нарушителям лучше его оплатить сразу, так как их просто не впустят/выпустям в Украину. И чтобы не думали обжаловать такие действия украинских властей, сам факт подачи иска с обжалованием – уже повод включить иностранца в “черный список” на границе.
Вместе с постановлением или запросом юр.лицу будет приложено фото с изображением авто с различимым номерным знаком, а также информация о месте, дате и времени зафиксированного правонарушения и исходными данными транспортного средства. Также будет выслан адрес веб-сайта и пароль доступа к нему, где можно будет увидеть изображение или видеозапись зафиксированного нарушения.
Законом предусмотрено, что за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, будет взиматься минимальный штраф, предусмотренный для данного нарушения. И только штраф. Его необходимо будет оплатить в 10-дневный срок, с момента вручения или отказа. Раньше действовала 15-дневная норма по оплате штрафа. Но в законе есть и акция. Если оплатить 50% штрафа в срок 5 дней, то постановление считается выполненным. Как это будет работать на практике – сказать сложно, ведь в ГАИ еще не научились видеть даже все оплаченные на 100% штрафы и требуют приносить квитанции в районные МРЭО.
Предусмотрено, что зафиксировать в автоматическом режиме могут следующие нарушения: превышения ограничения скорости; проезд на запрещающий сигнал регулирования движения; нарушение правил остановки и стоянки; движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств; езда по тротуарам и пешеходным дорожкам; выезд на встречную полосу движения.
В принципе, в законе есть лишь одно упоминание о полномочиях Министерства внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения проводить фиксацию правонарушений в автоматическом режиме и обеспечить информацию об этом участников движения. То есть, формально, предупреждающие дорожные знаки должны быть. Но норма настолько неявная и относится к полномочиям, а не к обязаностям, а за ее нарушения не предусмотрено особых наказаний. Так что ничего страшного не произойдет, если не успеют установить соответствующий знак или сошлются на отсутствие средств. Кроме того, не регламентированы растояния, на котором должен быть установлен такой знак.
Украина получила один из самых жестких законов о фотофиксации правонарушений. Через месяц, когда этот закон начнет работать, владельцы авто начнут получать “письма счастья” с постановлениями, которые надо будет успеть обжаловать в 10-дневный срок и еще и доказать, что за рулем был кто-то другой (если такое было).
Очевидно, что данный закон окончательно отучит продавать автомобили по доверенности, сколько бы они не стоили, так как есть риск наполучать за кого-то столько штрафов, а расплачиваться за них еще долго. Да и вносить изменения в данные о регистрации авто, даже при смене прописки – теперь придется. Иначе можно доиграться до ареста имущества из-за неуплаченных штрафов.
Кроме самой фотофиксации нарушений, этот закон окончательно уберет с рынка автомобили с безномерными кузовами, за эксплуатацию которых теперь полагается приличный штраф.
Станет ли теперь меньше нарушений? И можно ли будет “уладить вопрос” со штрафами? Пока ответов на эти вопросы нет. Как нет и гарантии, что теперь не будет долгов по штрафам, ведь постановление вовсе не обязательно теперь вручать нарушителю, а достаточно выслать по адресу. А получит он его или нет – это уже никого теперь не волнует. (Auto-Consulting/Транспорт Украины, СНГ, мира)