Харьковские ученые утверждают: все транспортные проблемы можно решить одним махом, не перегружая дороги маршрутками и не тратясь на возведение новых станций метрополитена. Ученые нацуниверситета строительства и архитектуры работают над созданием нового вида общественного электротранспорта под рабочим названием «Интеллектуальный скоростной пассажирский транспорт-150» (ИСПТ-150), который, по их заверениям, сможет с легкостью заменить устаревшие трамваи-троллейбусы и даже стать альтернативой вместительной и быстрой подземке.
Как рассказал «Сегодня» один из разработчиков Валерий Гук, ИСПТ представляет собой небольшие вагончики, рассчитанные на четыре-шесть человек, которые передвигаются по рельсам, напоминающим узкоколейку, со скоростью 100—150 км/час на высоте 6—7 метров над землей. Ученые не скрывают: идею подсмотрели у заграничных коллег — в лондонском аэропорту Хитроу подобный транспорт перевозит пассажиров от одного из терминалов к парковке, но разработку усовершенствовали. «В нашем варианте предусмотрена прозрачная труба диаметром в два с половиной метра, в середине которой будет проходить магистраль, что значительно повысит безопасность транспорта», — говорит Валерий Гук.
По задумке, человек, подойдя к остановке, на специальном табло сможет выбрать нужную станцию, после чего прибудет вагончик и домчит пассажира в нужное место без лишних остановок. Отправляться подобные вагоны смогут с интервалом в две секунды. Разработчики уверяют: строительство обойдется в 15 раз дешевле метро. Кроме того, магистраль можно провести в самых сложных и застроенных районах, пропустив трубу, например, сквозь здания. Чтобы проверить эффективность ИСПТ-150 на практике, разработчики хотят возвести небольшой экспериментальный участок магистрали и построить несколько кабинок, для этого ищут инвестора. Если задумку удастся воплотить в жизнь, харьковчане смогут миновать пробки и добираться на работу гораздо быстрее, чем на метро. К примеру, преодолеть Холодногорско-заводскую линию протяженностью в 17,3 км можно будет всего за 7—10 минут, в то время, как сейчас поезда в метро преодолевают расстояние за 29 минут. Правда, чтобы перевезти 330 пассажиров — максимум, который вмещает вагон подземки, — потребуется минимум 55 мини-вагончиков в трубе.
Несмотря на уверенность ученых в успехе, у идеи есть и скептики. «Каких же размеров должна быть остановка, и как ее нужно оборудовать, чтобы обеспечить безопасную посадку пассажиров в час пик. Еще одной проблемой может стать и высота. На семь метров вверх еще нужно на чем-то подняться, и обеспечить при этом условия для людей с ограниченными возможностями», — говорит главный архитектор института «Харьковпроект» Игорь Лаврентьев. Впрочем, архитектор уверен: идея останется лишь на бумаге, ведь из-за отсутствия финансов не удалось реализовать многие смелые планы.
Разработка ученых ХНУСА — не первая идея, которая должна была решить транспортные проблемы Харькова. К 2015-му ул. Шевченко планировали продлить до просп. Гагарина и построить там эстакаду с разъездами. Ул. Клочковскую планировали расширить до шести полос, а над рекой Лопань даже соорудить дублер основной магистрали в виде эстакады. Еще одна смелая затея — построить новую магистраль, которая будет дублировать Полтавский шлях и поможет связать Холодную гору и Салтовский жилмассив, но дальше обсуждений дело не пошло. (finance.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)