Пуск железной дороги “Баку – Тбилиси – Карс” отложен до 2015 г. “К сожалению до сих пор не удалось пустить железнодорожный проект “Баку – Тбилиси – Карс”. Важность данного проекта заключается в том, что по его завершению к БТК присоединятся прикаспийские страны – Казахстан и Туркменистан, что позволит заметно увеличить объемы морских перевозок”, – пишет азербайджанская газета “Зеркало”. Как сказано в статье, министерство транспорта Азербайджана планирует начать перенос паромного терминала Бакинского международного морского торгового порта в новый порт в пос. Аляты (в 65 км к югу от Баку) в конце июня. Об этом заявил заместитель министра транспорта Муса Панахов.
Строительство нового международного порта началось в ноябре 2010 г. и осуществляется в три этапа.
Первый этап предусматривает сооружение двух паромных и трех грузовых причалов для приема контейнеров, судов типа “ро-ро” и универсальных сухогрузов. Второй этап предусматривает строительство еще трех грузовых причалов, третий – строительство дополнительно двух грузовых причалов. Порт сможет принимать до 11,6 млн. т грузов в год. Создание мощной портовой инфраструктуры важно с точки зрения обеспечения транспортировки грузов по железной дороге “Баку – Тбилиси – Карс”, которую полностью планируется сдать в эксплуатацию в 2015 г., сказано в статье. По словам замминистра, строительные работы по созданию новой железной дороги ведутся активными темпами, как в Грузии, так и в Турции.
В октябре 2014 г. в рамках нового железнодорожного проекта планируется пуск первых тестовых вагонов до границы Грузии с Турцией.
А пока объем перевозок морским транспортом в 2013 г. в Азербайджане заметно сократился.
В целом грузоперевозки всеми видами транспортных средств в Азербайджане в 2013 г. составили 218 млн. т, что на 3,4% больше показателя 2012 г.
Морским транспортом за 2013 г. перевезено 11,5 млн. т различных грузов (спад на 8%). При этом 56,4% всех перевезенных грузов пришлось на нефть и нефтепродукты, 43,6% – на сухие грузы. Объем грузоперевозок автомобильным транспортом в 2013 г. составил 125,2 млн. т (рост на 6%).
Само соглашение о начале строительства БТК было подписано в Тбилиси 7 февраля 2007 г., и завершение работ ожидалось до конца 2009 г. Сами строительные работы начались в 2008 г.
В декабре 2009 г. строительство железной дороги “Баку – Тбилиси – Карс” было прервано и возобновлено в мае 2010 г. Железнодорожный проект “Баку – Тбилиси – Карс” включает строительство железной дороги “Карс – Ахалкалаки” протяженностью 98 км, из которых 68 км приходятся на турецкую территорию, 30 км – на грузинскую. Предварительная стоимость проекта – $422 млн., из которых $202 млн. планируется потратить на строительство грузинской части, а $220 млн. – турецкой.
После изменения маршрута и выделения дополнительных средств общая стоимость проекта железной дороги “Баку – Тбилиси – Карс” увеличилась с $600 млн. до $1,2 млрд. При этом, сумма, выделенная Азербайджаном на проектирование участка, строительство и другие работы, увеличена до $775 млн.
В 2007 г. на строительство грузинского участка железной дороги Азербайджан выделил Грузии льготный кредит на сумму $200 млн., сроком на 25 лет под 1% годовых. Однако, этих средств оказалось недостаточно, и уже в 2011 г. для строительства данной железной дороги Азербайджан выделил Грузии кредит в $575 млн. уже под 5% годовых. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)