Авиационная индустрия сильнее подвержена влиянию различных внешних факторов, чем какая-либо другая отрасль. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), из-за того, что цены на нефть сохраняются на высоком уровне и не опускаются ниже $120/баррель, авиакомпании потратят на топливо около $210 млрд. в 2014 г. За последние 10 лет перевозчики во всем мире потеряли около $50 млрд. из-за финансового кризиса, высоких цен на топливо, терактов 11 сентября 2001 г. и ряда других факторов. Чтобы избежать многочисленных банкротств, некоторые государства выделяют субсидии в поддержку авиакомпаний. Несмотря на то, что подобное государственное финансирование может ассоциироваться с нечестной конкуренцией, после более глубокого рассмотрения приходится признать, что авиация влияет на слишком многие сегменты экономики, чтобы оставаться без помощи.
По данным Air Transport Action Group (ATAG), на долю авиации приходится до 3,5% мирового ВВП. Авиация является не только налогоплательщиком, но также и крупным работодателем. Только в Airbus работает 59000 специалистов, а в Boeing – более 170000 человек по всему миру. Испытывая финансовые сложности, обе эти компании получали от государств субсидии в различных формах. За несколько последних лет финансовая помощь этим авиапроизводителям достигла $30 млрд.
Авиакомпании также часто получают различного рода поддержку со стороны государств. Правительство Греции помогло региональному перевозчику Olympic Airways, списав долг в 2,6 млрд. евро в 2008-2009 гг. В марте 2012 г. индийское правительство выделило местной авиаиндустрии около $800 млн. из федерального бюджета на 2012-2013 гг. Европейская комиссия ведет открытое расследование по поводу займа в 2,5 млрд. чешских крон, предоставленного государственной компанией перевозчику Czech Airlines.
Не только испытывающие финансовые трудности авиакомпании получают помощь со стороны государства. Эксперты считают, что некоторые европейские перевозчики также получали многомилионные вливания в форме рекламных контрактов и другой финансовой поддержки от европейских региональных аэропортов.
Государственная поддержка авиационной индустрии направлена не только на сохранение десятков тысяч рабочих мест, но также и на поддержание экономического развития определенных регионов. Одним из наиболее успешных примеров такой политики является Дубай. По данным местных авиационных властей, авиационный сектор приносит в экономику ОАЭ более $39,47 млрд., и на его долю приходится около 14,7% национального ВВП. Авиация оказывает огромное влияние на такие секторы экономики, как туризм, торговля и финансы, являясь связующим звеном с мировыми рынками. По данным Oxford Economics, около 97% всех иностранных туристов прибывают в Дубай воздушным транспортом. Понимая важность авиасообщения не только для Дубая, но и для ОАЭ в целом, местное правительство планирует дополнительно инвестировать $136 млрд. в развитие индустрии. Некоторая часть этих средств будет направлена на расширение деятельности крупнейших перевозчиков ОАЭ.
“Вклад работников авиационной отрасли в глобальную экономику в среднем в 3,5 раза больше, чем представителей любой другой индустрии. В этой отрасли работают миллионы человек, и неудивительно, что авиаиндустрия оказывает серьезное влияние на занятость населения. Учитывая этот факт, государственная поддержка отрасли является полностью оправданной и логичной. Однако во многих случаях такая помощь противоречит принципам честной и здоровой конкуренции. Поскольку конкуренция между авиакомпаниями различных стран мира будет только расти, есть определенные опасения, что некоторые правительства начнут придерживаться более жесткой политики протекционизма. Это, в свою очередь, может создать новые преграды на пути развития не только авиакомпаний, но и других игроков рынка, сдерживая в результате активное развитие мировой авиационной индустрии в целом”, – отметил Тадас Гоберис, генеральный директор AviaAM Leasing. (Украинский авиационный портал/Транспорт Украины, СНГ, мира)