Политическое противостояние прервало рост авиарынка, но перевозчики надеются вернуть пассажиров уже в ближайшее время.
Авиакомпания “МАУ” с 24 февраля вывела из расписания 38 регулярных рейсов, или примерно 10% еженедельных полетов. Это связано со снижением интенсивности прямых перелетов в/из Украины, объяснили в компании.
“Снижение спроса на деловые и туристические поездки отразилось на предварительном бронировании авиабилетов в Украину в феврале и марте”, – говорится в пресс-релизе. Урезанное расписание будет действовать до 29 марта, а потом МАУ рассчитывает оперативно увеличивать частоту по мере восстановления спроса.
До начала общественного противостояния в стране авиакомпания, которая занимает около 60% рынка (регулярные международные перевозки украинскими компаниями) рассматривала 2014 г. как год роста. “2014 г. должен был стать первым годом развития, а теперь становится болотистым неустойчивым грунтом”, – сказал президент МАУ Юрий Мирошников в начале февраля. Прошлый год стал для компании вполне удачным: банкротство ближайшего конкурента, “Аэросвита”, позволило нарастить рыночную долю на четверть. Вплоть до октября все было хорошо. По словам главы авиакомпании, МАУ выходила по итогам года на прибыль около $20 млн. В ноябре начались традиционные сезонные проблемы, но обострение политической ситуации в декабре спутало все карты. В результате прибыли по году почти нет, констатирует Мирошников, не называя конкретных финансовых итогов. Прогноз на 2014 г. – в лучшем случае, сохранить показатели на уровне 2013 г.
В начале февраля МАУ предупреждала, что если политическая ситуация не стабилизируется быстро, она вынуждена будет пойти на жесткие меры: сокращать рейсы, флот и даже людей. “Мы уже сейчас не добираем около $40 млн. Допустить убытков мы не можем”, – оправдывается Мирошников. Острая фаза противостояния закончилась, но меры все-таки приняты. Они стали реакцией на более ранние события: эмоциональная составляющая, которая влияла на принятие пассажирами решения о полете в Украину или через Украину, формировала результаты предварительного бронирования еще в январе – начале февраля.
Отмена рейсов крупнейшей компанией пока не подталкивает экспертов к глобальным выводам. “Это обычное сезонное явление, в феврале-марте спрос падает всегда. Компании реагируют сокращением частот и временным закрытием рейсов, непопулярных в зимний период”, – поясняет Александр Кава, глава Центра экономического и политического анализа. Правда, небывалое даже для этого времени снижение активности пассажиров заметили и другие участники рынка. “Сейчас у нас в неделю 12-14 рейсов, а годом ранее в тот же период мы выполняли 25-30. В целом падение после шоковых событий февраля – почти в три раза”, – подытоживает директор чартерной авиакомпании “Роза ветров” Владимир Каменчук. Средняя загрузка на рейсах упала примерно на треть. Еще с конца осени сокращали количество рейсов и в компаниях “ВиззЭйр Украина” и “ЮТЭйр Украина”, напоминает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.
Кроме политической, других предпосылок для пересмотра планов и проведения всевозможных оптимизаций сейчас нет, считает Каменчук. “Никаких резких скачков стоимости топлива, роста других затратных составляющих не происходит, цены стабильны”, – уверяет он. И надеется, что уже в ближайшие месяцы даст о себе знать отложенный спрос. А если в Украину придут какие-то кредитные транши, прозвучат оптимистичные заявления инвесторов и все успокоится – летний сезон еще может помочь все наверстать. Оптимизма преисполнены и в главном аэропорту страны – “Борисполе”. По итогам первого квартала он ждет роста не менее 25% к показателям аналогичного периода 2013 г., а всего по году – минимум 15%, сказал директор предприятия Алексей Кочанов. Из-за политических событий аэропорт потеряет в итоге не так много – около 5% от того, что было запланировано, заявил он.
Ограниченная конкуренция на рынке пока дает компаниям возможность свободно чувствовать себя в вопросах ценообразования и рассчитывать на сносные финансовые результаты, считает Александр Кава. “На большинстве рейсов МАУ сейчас сохраняется принцип паритетности, поэтому там тарифы выше, чем в конкурентном сегменте перевозок”, – объясняет эксперт. Паритетность – это следствие действия в авиации системы межправсоглашений, которыми строго регулируется количество компаний на любом маршруте. Но на 14 марта Украина запланировала подписание договора “об открытом небе с Европой”, который был парафирован еще в ноябре. Это поменяет ситуацию в конкурентном поле. “На тех рейсах, где произошла либерализация и были допущены все компании, цены резко упали. Это видно на примере Дубая, Москвы”, – напоминает Кава.
Компании этого не отрицают и жалуются на демпинг со стороны конкурентов. “Демпинг – наша основная проблема сейчас. На некоторых рейсах конкуренты продают билеты чуть ли не бесплатно”, – жалуется Каменчук. При этом они ожидают дальнейшего усугубления этой проблемы. “Новые власти будут либеральными и пустят на рынок европейские компании, которые просто сметут местные. Конец истории”, – прогнозирует Ланецкий. (Центр транспортных стратегий/Транспорт Украины, СНГ, мира)