Грузоотправители и порты должны нести ответственность за невыполнение согласованных норм погрузки и выгрузки вагонов.
Об этом заявил сегодня вице-президент ОАО “РЖД” Салман Бабаев в ходе “круглого стола” в пресс-центре ИД “Гудок” на тему “Порт – железная дорога: формирование единой логистической системы. Развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры, строительство подъездных путей и терминально-логистических центров”.
По его словам, сегодня зачастую грузовладельцы отправляют в адрес порта объем груза, который заведомо превосходит техническую возможность выгрузки. При этом ответственность, как правило, возникает только у ОАО “РЖД” – за несвоевременную доставку в связи с возникающими затруднениями в продвижении вагонов. При этом штрафные санкции достигают 100% от стоимости перевозки, несмотря на то, что она фактически осуществлена и это повлекло определенные расходы ОАО “РЖД”. Отсутствие компенсации за выполненную работу снижает возможности компании по развитию инфраструктуры, в том числе припортовой.
Эксплуатационная обстановка на железной дороге осложняется, с одной стороны, из-за несвоевременной выгрузки вагонов, а с другой – из-за скопления на припортовых станциях порожнего подвижного состава.
По мнению Салмана Бабаева, при развитии портов необходима более четкая синхронизация с планами развития железнодорожной инфраструктуры. Из-за изменения специализации портов меняется и технология работы припортовых станций и перегонов, что требует дополнительной модернизации инфраструктуры.
За последние годы железнодорожные перевозки грузов в адрес морских портов существенно возросли. Если в 2005 г. через российские порты по железной дороге перевезено 177,6 млн. т грузов, то в 2013 г. – 250,4 млн. т (+41%). Основную часть перевозок в прошлом году составляли сырьевые грузы (92% или 227 млн. т).
При таком объеме перевозок любой сбой при погрузке и выгрузке приводит к скоплению вагонов, снижению пропускной способности инфраструктуры, скорости доставки грузов.
По мнению Салмана Бабаева, для повышения эффективности перевозок массовых грузов необходима их консолидация, например, на базе сухих портов и терминалов в районах с особо крупными объемами погрузки и выгрузки.
Это позволит решить проблему неравномерности погрузки в течение месяца, обеспечить ритмичность движения грузовых поездов, а также предотвратить последствия возможных сбоев из-за несвоевременного подвода флота.
Еще одним инструментом взаимодействия участников перевозочного процесса могли бы стать информационно-логистические центры, которые позволили бы в оперативном режиме координировать работу всей транспортной цепочки от погрузки вагонов до подвода флота.
Специалисты, наделенные соответствующими полномочиями от каждого субъекта отношений, смогут заблаговременно уведомлять друг друга о состоянии погрузки и выгрузки, возможных проблемах в подводе флота или поездов и принимать решения по оптимизации сложившейся ситуации. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)